В начале мая завершился прием заявок на первый Всероссийский конкурс для руководителей общеобразовательных учреждений «Директор школы – 2010», который проводится журналом «Директор школы» с целью выявить и изучить достижения руководителей образовательных учреждений страны и предложить их ценный управленческий опыт к масштабному использованию другими школами, регионами. По итогам первичной обработки заявок и конкурсных материалов организаторы готовы представить первые данные об участниках.
Начиная с января 2010 года директора школ, желающие принять участие в конкурсе, направляли в оргкомитет конкурсные материалы, в которых в свободной форме описывали свои практические достижения в области управления школой и свой опыт успешного решения критически важных для данной школы проблем. Всего в оргкомитет поступило 668 работ от директоров из 81 региона России.
На конкурсе представлены все регионы Приволжского федерального округа. Среди участников директора из Башкортостана, Республики Марий Эл, Мордовии, Татарстана, Удмуртии, Чувашии, Пермского края, Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской областей. Всего из ПФО поступило 166 заявок, Республика Татарстан представлена 17 участниками.
Абсолютное большинство среди конкурсантов составляют директора с солидным опытом педагогической работы – педагогическим стажем от 15 до 35 лет. У 9 участников конкурса педагогический стаж превышает 45 лет! Молодых директоров, имеющих менее 10 лет педстажа, только 18 человек. При этом участниками конкурса в основном являются те, кто занял должность директора относительно недавно. Более четверти их них – молодые директора, занимающие эту должность менее 5 лет. Около 31% конкурсантов имеют директорский опыт от 6 до 10 лет.
Конкурс привлек самых разных участников, среди которых директора небольших сельских школ, частных лицеев и гимназий, крупных региональных образовательных центров, коррекционных школ-интернатов, вечерних школ, школ надомного обучения и других. Приятно, что число участников от городских учебных заведений (48%) не намного превышает число представителей сельских школ (42%).
Обращает на себя внимание тот факт, что среди конкурсантов женщин оказалось почти в три раза больше, чем мужчин. Очевидно, статистика конкурса показывает общую ситуацию в российском школьном образовании.
Присланные на конкурс материалы отражают широкий круг проблемных вопросов от модернизации учебного процесса, повышения квалификации учителей до перестройки школьных зданий. Многие директора сельских школ рассказывают о том, как развитие школы положительно влияет на положение самих сел.
Сейчас все присланные работы направлены на рассмотрение экспертам, среди которых известные педагоги, заслуженные директора, представители государственных органов и общественных объединений, специалисты в области управления образованием. Имена участников, успешно прошедших первый этап конкурса, будут обнародованы 1 октября. Второй (очный) тур, результат которого определит победителя и лауреатов конкурса, пройдет в ноябре 2010 года в Москве. Финалисты конкурса лично представят заявленные в конкурсных работах достижения и продемонстрируют свои профессиональные навыки при решении подготовленного конкурсного задания жюри.
В дополнение к профессиональной номинации в рамках конкурса организована номинация «Любимый директор», в которой победителя формируют голоса, отданные учителями, учениками, родителями. Голосование за «Любимого директора» продолжается и после окончания приема заявок, итоги голосования за участников номинации будут подведены 1 октября 2010 года и обнародованы одновременно с результатами первого этапа конкурса.
Кроме того, с 25 мая в систему голосования были внедрены новые алгоритмы, которые обеспечивают более сильную защиту от недобросовестных действий по «накрутке» голосов, а значит – корректные результаты голосования и выбор победителя.