Из-за трагедии в московском метро могут быть пересмотрены тарифы по обязательному страхованию пассажиров. В настоящее время их считают низкими как правительственные чиновники, так и сами страховщики. Предполагается, что увеличение тарифов повлечет за собой и рост сумм выплат за ущерб, причиненный здоровью граждан. Эксперты уверены, что стоимость проезда при этом значительно повышаться не будет.
Пострадавшие и погибшие в московском метро были застрахованы по минимальным нормативам страховки, включенной в стоимость проезда. Правда, страховка не распространялась на случаи рисков, возникающих в случае террористических актов. Поэтому жертвам трагедии в метро страховые выплаты производиться не будут (компенсации выплатят правительство страны и мэрия Москвы. – Прим. авт.). Но даже если бы теракт и был включен в страховку, большие суммы денег граждане вряд ли получили бы. Причина проста: на сегодняшний день обязательное страхование пассажиров малоэффективно. Давно пришла пора для его кардинальных изменений.
Напомним, в России данный вид страхования действует с 1992 года. Оно является обязательным для пассажиров воздушного, железнодорожного, водного и автомобильного транспорта по междугородним и туристическим маршрутам. При приобретении билета оно уже включено в стоимость поездки. Данная страховка, согласно правовому акту, не распространяется на международные, пригородные и городские сообщения, но последним не возбраняется самостоятельно заключать договоры со страховыми компаниями.
По словам аналитика ГК «Регион» Светланы Сафиной, основным недостатком существующей системы обязательного страхования пассажиров являются низкие суммы взносов. «Так, для авиатранспорта они составляют 1,5 рубля, для ж/д – 2,3 рубля, для всех остальных – 1 рубль. Максимальная страховая сумма равна 120 минимальным размерам оплаты труда. Сейчас 1 МРОТ – 100 рублей (такой размер МРОТ предусмотрен во всех случаях, кроме регулирования оплаты труда. – Прим. авт.), значит, максимальную страховку по «обязаловке» пострадавшему заплатят в размере 12 тысяч рублей. Трудно не согласиться, что эта сумма не соответствует современным реалиям и необходимо значительное ее повышение».
Так считают и в Минтрансе РФ. Еще в конце прошлого года ведомством был подготовлен проект нового обязательного страхования пассажиров. Согласно ему суммы компенсаций пассажирам за причиненный вред существенно должны возрасти. Так, минимальные выплаты за гибель пассажира установлены в размере от 2 миллионов рублей, за причинение вреда здоровью – до 2 миллионов рублей, за причинение вреда имуществу выплаты должны будут составлять минимум 23 тысячи рублей.
Планируется, что пассажиры не только междугороднего общественного транспорта, но и городского, в том числе и маршрутного такси, смогут рассчитывать на страховые выплаты. По задумке чиновников, если перевозчик встал на маршрут, берет плату за проезд, то независимо от размера парка и юридической формы компании он обязан будет страховать здоровье и жизнь пассажиров.
По словам генерального директора СК «Энергогарант» Андрея Зернова, в целом страховщики поддерживают законопроект об обязательном страховании пассажиров.
«Надеемся, что депутаты примут изменения в страховом законодательстве уже летом этого года. Также мы считаем, что новшества не отразятся значительно на стоимости проезда».
Так, уже подсчитано приблизительное удорожание стоимости билета. Страховка по социально значимым видам транспорта будет не более 5,5 процентов от стоимости проезда. На железной дороге цена проезда увеличится менее чем на 0,2 процента, на междугородном автобусе может вырасти максимум на 11 процентов. В случае вступления законопроекта в силу страховка будет включена в тариф.
По мнению начальника отдела страхования грузов СК «РОСНО» Дарьи Туркиной, в новом законопроекте конкретизирован процесс предъявления претензии и порядок определения размеров ущерба. Все это позволит гражданам не только получить адекватное возмещение вреда, но и существенно ускорить процесс получения этого возмещения. «Возвращаясь к вопросу о терроризме, стоит, однако, подчеркнуть, что вопрос ответственности перевозчика по рискам, связанным с противоправными действиями третьих лиц, является предметом разногласий. Даже судебная практика не располагает однозначным подходом к решению споров такого характера. С одной стороны, в силу закона перевозчик отвечает за любой убыток, если не докажет, что он не мог повлиять на его возникновение и предвидеть факт убытка. С другой стороны, ответственность за противоправные деяния несет лицо, которое совершило преступление. Таким образом, правомерность возложения ответственности на перевозчика за разбойное нападение или теракт вызывает серьезные сомнения. В любом случае определять факт виновности или невиновности перевозчика в таких ситуациях будет суд».