С предпринимателей, использующих изображение Казанского кремля в бренде производимой ими продукции, будет взиматься плата. Таким образом, запатентованный символ сердца столицы республики будет приносить прибыль государственному архитектурно-историческому заповеднику «Казанский кремль». Правда, определить все компании, делающие бизнес на архитектуре города, по мнению экспертов, будет очень сложно. Так же как трудно будет вычислить и доходность этого для самого Казанского кремля.
Напомним, в декабре прошлого года руководство архитектурно-исторического заповедника зарегистрировало в Роспатенте право на использование 18 товарных знаков с изображением памятников ансамбля и их названий. Символика и словосочетания «Казанский кремль», слова «Сююмбике» и «Кул-Шариф» должны распространяться на производство более 20 классов товаров и услуг, среди которых продукты питания, товары народного потребления, ювелирная, рекламная, издательская, сувенирная продукция, туристическая, культурно-просветительская и сфера интернет-технологий. Другие же компании, использующие этот бренд, должны выплачивать Казанскому кремлю так называемые роялти. По предварительным данным, они могут составить 2-3% от стоимости единицы продукции и дифференцированы от типа производства. Уже в ближайшее время механизм отчислений роялти будет окончательно утвержден.
По мнению независимых экспертов, в случае, если действительно будет взиматься плата за виды главной башни Казанского кремля или других его достопримечательностей, то у многих компаний, использующих эту символику, могут возрасти доходы. Но, скорее всего, в дальнейшем они будут заложены в стоимость продукции.
Как считает руководитель экспертно-аналитического департамента ГК «Регион» Сергей Буров, в зависимости от собственной мощи предприниматели будут вести себя по-разному. «Для крупных компаний легче всего будет отказаться от символа Кремля, если он вплотную не связан с выпускаемым продуктом. А для сегмента малого и среднего бизнеса проще выплачивать небольшое роялти. Так как Казанский кремль находится на балансе местных властей, предпринимателям, выплачивающим его, можно было бы смягчить налоговое бремя, так как они и так пополняют этими отчислениями городской и республиканский бюджеты».
Гораздо труднее, по словам специалиста, количественно выявить все компании, использующие символику Казанского кремля в своих целях. Так, к примеру, больше половины организаций, занимающихся выпуском сувенирной продукции, находятся вне пределов Татарстана. Контролировать их производство, тираж товара Казанскому кремлю и агентству, курирующему соблюдение авторских прав (в данном случае « Артпатентъ»), будет очень сложно.
По мнению аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, сейчас практика превращения исторических символов в торговый бренд пока остается малораспространенной. «Известных прецедентов не так много – это, прежде всего, Московский Кремль, Эрмитаж. Вместе с тем аналогичные планы озвучивали и представители ряда других культурно-исторических памятников архитектуры. Так, например, согласно последним сообщениям, Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник планирует к 2012 году зарегистрировать право на товарные знаки с изображением памятников ансамбля Нижегородского кремля».
Как считают эксперты, в случае, если перед предпринимателями будет остро поставлен вопрос о выплате роялти – как в Казани, так и в других городах России может вырасти количество судебных споров и исков. Связано это будет с тем, что количество желающих запатентовать исторические и культурные памятники в стране будет увеличиваться.