Дефицитный бюджет заставляет правительство ломать голову над повышением эффективности расходования государственных средств. За счет жестких бюджетных ограничений и возвращения к прежним правилам использования нефтегазовых доходов чиновники надеются повысить устойчивость госказны. Хотя этих мер все равно недостаточно, признаются они, нужны бюджетные реформы. Министерство финансов РФ предлагает свое видение решения данной проблемы.
Проект под названием «Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года» был разработан Минфином в соответствии с посланием президента РФ Федеральному собранию от 12 ноября 2009 года и бюджетным посланием президента от 20 мая 2009 года и разослан на этой неделе в федеральные органы исполнительной власти. По словам директора департамента бюджетной политики и методологии Минфина Алексея Лаврова, проект предполагает переход системы управления бюджетными расходами «на качественно новый уровень» – средства из госказны будут распределяться под долгосрочные целевые программы (ДЦП).
Суть предлагаемого в следующем. Правительство четко формулирует политику государства, которая затем укладывается в финансируемые из бюджета долгосрочные целевые программы. ДЦП, по замыслу Минфина, должны представлять из себя совокупность ведомственных целевых программ, более узких по направлениям и масштабам, за которыми стоят конкретные результаты: предоставить определенное количество субсидий, оказать расписанный объем услуг, поддержать такой-то слой граждан. Эти конкретные результаты станут формой отчетности, и по ним будет проверяться эффективность проделанной работы и оцениваться необходимость существования ДЦП в дальнейшем.
Стоит понимать, что переход на новые рельсы финансирования коснется всех бюджетных организаций, и со временем они будут получать средства не через смету, как было ранее, а через субсидии. При этом полномочия руководителей госучреждений будут расширены, они должны стать настоящими топ-менеджерами, чья эффективность работы будет оцениваться при планировании бюджетных расходов.
Таким образом, Минфин пытается выстроить озвученную еще несколько лет назад идеологию бюджетирования, нацеленную на результат. С 2012 года, по замыслам Минфина, бюджет должен утверждаться именно в таком формате.
Эксперты к инициативе Минфина относятся очень настороженно. «Программа, прямо скажем, революционная, – замечает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. – Отныне предлагается финансировать услуги, тогда как еще с советских времен финансировалась текущая жизнедеятельность госучреждений».
В новой попытке выстроить систему бюджетирования по результатам научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин видит очередную погоню за показателями, напоминающую программно-целевое планирование эпохи СССР. «Но всю жизнь нельзя уложить в одни лишь ДЦП, она гораздо шире. И понадобятся дополнительные источники финансирования. Откуда их возьмут, пока непонятно», – сетует он.
По мнению директора Центра макроэкономических исследований Сбербанка Ксении Юдаевой, новый принцип бюджетного финансирования открывает больше возможностей для осуществления назревших в экономике структурных реформ. При этом непонятных мест в «Программе повышения эффективности бюджетных расходов» остается немало. Например, каким образом будет осуществляться переход бюджетных средств на следующий новый год или строиться финансирование фискальных и квазифискальных служб.
Минфин понимает, что задуманную модернизацию государства не поднять без модернизации системы управления госфинансами. Поэтому он и выдвигает столь радикальный план, объясняет президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев. Однако ситуация, по словам эксперта, сейчас строится с точностью до наоборот: сначала Министерство финансов тормозило реформы в социальной сфере, в том числе здравоохранении, а теперь они тормозят реализацию идей Минфина. «Организации, которые работают на результат и при этом сами ищут дополнительные источники финансирования, требуют серьезного менеджмента организации социальной сферы. Таких менеджеров у нас не готовят, а те, что есть, работали по совершенно иным принципам», – констатирует экономист.
Помимо прочего, эксперты опасаются, что предложенная Минфином бюджетная реформа приведет к росту и без того зашкаливающей коррупции, а также падению эффективности госрасходов. «Тут необходимы и большая прозрачность ведомств, и сильный гражданский контроль за деятельностью правительства, но ничего этого в России нет», – говорит Евсей Гурвич.