Виртуальность одерживает победу над реальностью. По итогам прошлого года интернет-торговля показала более значительную динамику роста, чем продажи в обычных магазинах. При этом игроки рынка уверены, что настоящий бум онлайн-торговли еще не наступил. Бизнесмены не исключают, что в обозримом будущем процент покупок через Интернет вполне может сравниться или даже превысить оффлайновые продажи.
Специалисты исследовательского холдинга «Ромир» в ходе недавнего опроса населения установили, что число россиян, совершавших покупки в 2009 году в сети, выросло на 8%, составив 70% от количества посетителей данных сайтов. Почти в два раза, с 27% до 52%, увеличилось число активных сетевых покупателей, совершающих покупки в Интернете как минимум один раз в месяц или чаще. На фоне непростой экономической ситуации в России и снижения активности потребителей покупательский спрос в интернет-магазинах демонстрирует позитивную динамику, делают выводы эксперты исследовательского холдинга.
Судя по всему, в ближайшее время положительный тренд сохранится, и в наступившем году количество россиян, совершающих покупки в глобальной сети, также возрастет. Об этом свидетельствует тот факт, что в будущем приобретать товары через Интернет планируют 90% опрошенных респондентов. Для сравнения: в августе 2008 года эта цифра составила 79%. В «Ромире» также отмечают, что за это время количество негативно настроенных по отношению к онлайн-магазинам участников опроса сократилось с 12% в 2008 году до 4% – в 2009.
Аналитик ИК «Капитал Инвест» Антон Устинов добавляет, что доходность электронной торговли в прошлом году выросла в стране на 50-60%. «Цифры достаточно фантастические, тем более общий годовой оборот рынка сейчас составляет свыше 100 млрд руб. Правда, в общем розничном товарообороте доля онлайна сравнительно мала, но ему есть куда стремиться».
По статистике, около 80% всех доходов электронной торговли приходится на несколько крупных российских интернет-магазинов, представляющих самый широкий ассортимент товаров. Сюда же можно отнести и виртуальные филиалы настоящих торговых сетей. Малые и средние онлайн-шопы занимают соответственно 20% рынка. Как правило, они фокусируются на каком-то одном сегменте товара, например, оргтехнике или книгах.
Начиная с 2008 года количество сравнительно небольших интернет-магазинов в России заметно стало увеличиваться. По мнению директора интернет-магазина Kazanix.ru Даниила Жирнова, такой рост напрямую был связан с распространением недорогого и быстрого доступа в сеть. «Для малого бизнеса это выгодный формат ввиду сравнительно небольших издержек на стартап. Такой формат торговли имеет очевидные преимущества и для населения. Доступ к витрине в любое удобное время, не выходя из дома или не отлучаясь с работы; отсутствие необходимости затоваривания, что позволяет существенно расширить ассортимент и снизить издержки. Опыт более крупных городов, таких как Москва или Питер, показывает, что интернет-магазины востребованы. И сейчас, с увеличением числа активных пользователей сети в Казани, их количество будет неизбежно расти и у нас».
Кстати, как отмечают игроки рынка, как гиганты, так малые и средние компании, кризис в стране скорее им пошел на руку. Менеджер по связям с общественностью интернет-магазина Озон.ру Михаил Осин считает, что экономическая нестабильность в стране заставила пересмотреть процессы, происходящие в компании. «Однако при всех минусах кризиса все-таки это стимул стать ещё лучше. Мы не сокращали персонал, более того, штат интернет-магазина вырос. Количество заказов и посещаемость сайта выросли. Получается, что электронная торговля меньше всего пострадала от кризиса. Темпы роста немного снизились, но развитие продолжается».
По словам Даниила Жирнова, кризис, помимо очевидных негативных последствий, также способствовал некоей перестройке, пересмотру приоритетов. «В частности, люди стали стремиться более рационально и экономно подходить к вопросу покупки. Для большинства покупателей решающим фактором стала цена, и они готовы потратить больше времени на обзор рынка и поиск наиболее выгодного варианта. Отчасти это помогло преодолеть барьер недоверия к интернет-магазинам как к новому формату».
Возвращаясь к онлайн-торговле как виду бизнеса, напомним, что сейчас на открытие малого онлайн-магазина начинающему предпринимателю необходимо потратить в среднем 30-100 тысяч рублей (Во многом зависит от региона. – прим. авт.), естественно, без стоимости товара. Приблизительно половина средств уйдет на создание полноценного сайта, все остальное – на рекламное продвижение. Владелец такого магазина при желании может быть одновременно и продавцом, и поставщиком товаров, и курьером, но все же без дальнейшего инвестирования онлайн-проект может «затухнуть».
Для того чтобы этого не случилось, эксперты советуют новичкам перед запуском магазина изучить своих потенциальных клиентов, понять их потребности. Эти знания в дальнейшем позволят создать наиболее эффективные инструменты для работы с покупателями. Кроме этого, должен быть проработан и внешний вид сайта, удобство навигации в нем, скорость загрузки страниц, форма оплаты и доставка. Необходимо найти ту нишу, которая отличит ваш магазин от схожих других и даже крупных и известных онлайн-компаний.
По мнению Михаила Осина, на сегодняшний день небольшие магазины не могут конкурировать с крупными игроками – не тот ассортимент, да и цены гипермаркеты за счёт больших объёмов продаж могут предложить более выгодные. «Однако узконишевые малые интернет-магазины порой могут оказаться для покупателя более привлекательными. Если в вашем городе есть специализированный онлайн-магазин, предлагающий, например, кактусы и аксессуары для их выращивания, а это ваше хобби, мы понимаем, что вы обратитесь именно туда, а не в нашу компанию».
Как считает аналитик ГК «Регион» Сергей Буров, в ближайшие годы у небольших «немосковских» интернет-торговцев могут появиться шансы влиться в единую национальную сеть крупных интернет-магазинов. «Для этого, скорее всего, будет использован франчайзинг. Игроки рынка из столицы получат дополнительную клиентскую базу и отлаженную систему доставки на местах. В свою очередь их региональные партнеры смогут предложить клиентам магазинов более широкий ассортимент товаров и низкие цены».