Стоимость «автогражданки» может существенно увеличиться. Российский союз автостраховщиков подготовил сразу девять вариантов перерасчета действующих базовых ставок, и все они предполагают рост тарифов. В случае быстрого утверждения предложений страховых компаний в Министерстве финансов тарифы по ОСАГО изменятся уже весной следующего года.
Российский союз автостраховщиков (РСА) подготовил девять вариантов перерасчета действующих базовых ставок тарифов по ОСАГО. Стоимость страховки будет зависеть от планки лимита выплат при ДТП с участием пострадавших. Сейчас они составляют максимум 160 тысяч рублей. Если лимиты останутся на прежнем уровне, тогда ОСАГО подорожает примерно на 6,3-20%. Но если планки лимита повысят, как планируется, до 500 тысяч рублей, то стоимость «автогражданки» вырастет на 25,4-86,8%! Юридических лиц – владельцев общественного транспорта также ждут изменения тарифов. Например, стоимость страховки для троллейбусов может вырасти на 241,4%, для автобусов-маршруток – на 192,4%, а для такси – на 170,9%.
Справедливости ради отметим, что существует и группа застрахованных лиц, которая может дождаться снижения тарифов. Например, для владельцев мотоциклов и мотороллеров предусмотрено уменьшение стоимости полиса на 53%, а для юрлиц – владельцев легковых автомобилей – на 23,6%.
Увеличивая тарифы по ОСАГО, участники рынка намереваются снять напряженную ситуацию, сложившуюся в сегменте. Гарантийный фонд РСА испытывает большую нагрузку от обязательств оплачивать убытки обанкротившихся компаний. Автостраховщики считают, что возможное истощение гарантийных фондов РСА – проблема вполне реальная, и она ставит под угрозу весь рынок ОСАГО. Чтобы этого избежать, необходимо не допускать усиления динамики банкротств страховщиков и использовать для этого полный комплекс мер правового регулирования.
Ранее в Российском союзе автостраховщиков заявили, что средств на выплаты по ОСАГО обанкротившихся страховых компаний хватит лишь до конца первого квартала 2010 года. По статистике РСА, за восемь месяцев этого года более чем 41 тысяче клиентов обанкротившихся страховых компаний было выплачено 1,547 млрд рублей. На 1 сентября остаток средств в фонде, специально созданном на случай банкротств, составлял 1,892 млрд рублей.
По словам директора казанского филиала страховой компании «Росно» Владимира Сурыгина, говоря о необходимости пересмотра тарифов, страховщики выступают не за одностороннее их увеличение, а предлагают целый комплекс мер, необходимых для оздоровления рынка ОСАГО.
«В первую очередь необходимо повышать лимиты по жизни и здоровью пострадавших в ДТП, а также по «железу», потому что с 2003 года наблюдается значительный рост стоимости автомобилей, запчастей, ремонта и других составляющих. Действующий сегодня лимит устанавливался шесть лет назад, когда эта сумма имела другое экономическое значение. Как это ни парадоксально звучит, но повышение тарифов в конечном счете необходимо не столько страховщикам, сколько автовладельцам. Ведь основная причина жалоб клиентов на работу страховщиков – это недовольство размером возмещения. Его попросту не хватает на полноценный ремонт, особенно дорогостоящего авто».
Начальник управления автотранспортного страхования «Росгосстрах – Татарстан» Николай Сидоров также полагает, что необходимость скорректировать тарифы по ОСАГО назрела уже давно.
«Корректировка тарифов должна происходить так, чтобы повышение на своем кошельке не ощутили социально незащищенные граждане, к примеру, те же пенсионеры-автолюбители. К сожалению, пока ОСАГО остается для многих участников рынка и в целом для отрасли убыточным. Для небольших компаний это может быть и вовсе причиной банкротств».
Очевидно, что тарифы по ОСАГО и своевременность страховых выплат – проблема насущная как для страховых компаний, так и для автовладельцев. Независимые эксперты опасаются, как бы резкое повышение тарифов не привело к еще большей социальной напряженности в стане автовладельцев. Ведь экономический кризис в стране уже повлиял на выплаты по ОСАГО. Страховщики стали тщательнее проверять причины наступления страховых случаев и необоснованно отказывать в выплатах.
По словам генерального директора СБ «ЧерновЪ и Партнеры» Александра Чернова, в этом году количество таких случаев увеличилось. «К необоснованным отказам начали прибегать даже довольно известные страховщики с высоким рейтингом – экономят на выплатах. Но чаще к необоснованному отказу прибегают непорядочные компании. Максимум, чего может добиться такая страховая компания, – это отсрочки на время судебных разбирательств», – делает выводы эксперт.