Владельцы платежных терминалов с тревогой ожидают начала следующего года. С 1 января в России вступит в силу закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Терминалы и весь платежный оборот станут объектом пристального внимания налоговиков и Центробанка. Участники рынка полагают, что новый закон поставит под угрозу дальнейшее развитие их бизнеса.
Несколько дней назад по всей России стартовала акция протеста владельцев платежных терминалов. Предпринимателям не нравится введение с нового года обязательного фискального устройства для каждого автомата, позволяющего налоговым органам контролировать оборот проходящей через терминалы наличности. Владельцы «железных кассиров» смирились с появлением контроля со стороны ФНС, но протестуют против неразумных цен на фискальную технику. Ее цена порой оценивается в половину стоимости самого терминала.
Члены Региональной ассоциации участников рынка мгновенных платежей считают, что для малого бизнеса новый закон предполагает непосильные в условиях финансового кризиса расходы на переоборудование платежных терминалов, а также многократно возрастающие текущие расходы, связанные с ежедневным обслуживанием фискальных регистраторов.
Участники акции протеста обещают не останавливаться на достигнутом и в случае необходимости провести ряд новых протестов вплоть до полной остановки работы платежных терминалов. А это в свою очередь может блокировать доступ целых городов к привычной населению возможности оплаты повседневных услуг.
Напомним, до недавнего времени терминальный бизнес в России развивался достаточно хорошо. Прибыль имели компании, представляющие услуги по приему платежей (они же, как правило, изготовители терминалов – прим. автора) и непосредственные покупатели их оборудования. По оценкам независимых экспертов, купленный предпринимателем аппарат в среднем окупался за полгода.
Технический директор компании «Вегас-платежные системы» Радик Халеев считает, что закон, на который должны опираться с нового года владельцы платежных терминалов, несовершенен. «Остаются нерешенными многие вопросы, связанные с взаимоотношением владельцев платежных терминалов с банками, налоговой службой. В том виде, в каком он должен заработать с нового года, закон малоэффективен. А владельцам терминалов законодательные новшества принесут только дополнительную финансовую нагрузку. Вероятнее всего, чтобы облегчить бремя, предпринимателям придется значительно повысить комиссионные сборы с платежей», – полагает эксперт.
Некоторые участники рынка считают необходимым и вовсе отсрочить на несколько лет фискализацию платежных терминалов. Так, по словам президента Региональной ассоциации участников рынка мгновенных платежей Леонида Сергеева, отсрочка нужна до момента, когда производители будут готовы предложить качественную фискальную технику, способную работать с аппаратами, и надежное программное обеспечение к ней, способное исключить снятие ежедневного отчета с участием человека.
«Важно разработать законодательную базу и включить в государственный реестр модели фискальных регистраторов, способные удовлетворять современным потребностям рынка мгновенных платежей, или все-таки вернуться к вопросу фискализации самого программного обеспечения, как это сделано на американском и европейском рынках», – поясняет Леонид Сергеев.
Между тем со следующего года в связи с новым «терминальным» законом может добавиться работы и у банков. Кредитные организации обязали предоставлять в ЦБ РФ сведения об объемах наличных, зачисленных на банковские счета платежных терминалов, через которые граждане оплачивают товары и услуги. Такое требование содержится в новой редакции формы отчетности банков «О наличном денежном обороте», размещенной несколько дней назад на сайте регулятора.
По мнению PR-директора OE Investments (владеет платежными системами ОСМП, e-port и розничным брендом QIWI – прим. автора) Александры Высочкиной, на работе небанковских платежных агентов инициатива ЦБ РФ не отразится, так же как, впрочем, и на плательщиках. А вот у банковских служащих работы прибавится. При этом эксперт сомневается в необходимости подобной инициативы Центробанка. «Инициатива кажется излишней, так как и сегодня информацию о любом платеже можно проверить в любое время. Информация обо всех проведенных транзакциях хранится в трех источниках: у банка, обслуживающего агента платежной системы, в процессинге платежной системы и у провайдера, в чью пользу был совершен платеж», – говорит Александра Высочкина.
Директор департамента маркетинга и планирования продуктов Москоммерцбанка Дмитрий Орлов соглашается, что отчетности будет несколько больше, однако большинству игроков это вряд ли значительно добавит работы. Основная нагрузка, по мнению банкира, придется все-таки на владельцев терминалов. «При этом банки вряд ли будут увеличивать тарифы на обслуживание счетов владельцев терминалов», – полагает господин Орлов.