Финансовый сектор одним из первых столкнулся с кризисом. В значительной мере пострадали сотрудники банков, многим из которых работодатели указали на дверь. Руководители кадровых служб кредитных организаций утверждают, что, несмотря на весь пережитый негатив, представители банковского сообщества сохранили корпоративный дух и веру в себя. Более того, они по-прежнему считают профессию банкира такой же интересной и престижной, как и до кризиса.
В период нестабильности командный дух – одна из важных составляющих успешной деятельности любой организации. Не секрет, что лояльно настроенные по отношению к своей компании сотрудники будут более эффективны, чем те, которые при первых признаках надвигающейся бури «побегут с корабля».
Напомним, события осенне-зимнего периода прошлого года заставили изрядно понервничать большинство банковских работников. Над многими нависла угроза увольнения, что повышению лояльности и корпоративного духа вряд ли способствовало. Когда первая фаза паники, вылившаяся в грандиозную кампанию по оптимизации расходов, прежде всего, на персонал, миновала, банковские сотрудники вздохнули спокойно.
Но рынок продолжает штормить до сих пор: многие аналитики предрекают вторую волну кризиса. Что ждет представителей банковского сообщества, которым теплые места сохранить удалось, – остается только догадываться. А пока эксперты утверждают, что кризис лишь сплотил и закалил банкиров, подняв их корпоративный дух.
Портал Bankir.ru провел конференцию «Мы – команда! Тимбилдинг и корпоративная культура в финансовом мире». На вопрос, как изменился корпоративный дух сотрудников банков и финансовых компаний с момента начала кризиса, а также каков текущий настрой банковского персонала в отношении работодателей, корреспондент 116dengi.ru получила весьма интересные ответы.
Так, по словам заместителя главного редактора портала Bankir.Ru Тимофея Лапина, с момента начала кризиса количество открытых вакансий на банковском рынке сократилось в 10 раз! Настроение соискателей соответствует моменту, и господин Лапин не скрывает, что хорошо будет тем, кто может реализовать свои деловые качества в другой сфере.
Руководитель службы управления персоналом Банка24.ру Татьяна Рычкова соглашается, что сейчас достаточно сложно приходится именно банковскому персоналу. «Может быть, не тяжелее всех, но однозначно не легко», – говорит Татьяна Рычкова, подчеркивая, что с начала кризиса банкиры стали сильнее и с точки зрения управления персоналом, и с точки зрения укрепления корпоративного духа.
Любая организация, любой банк в идеале должны работать как слаженный механизм. Люди не машины. Они всегда очень хорошо чувствуют ситуацию.
«Коллектив первый определяет, что в компании что-то идет не так, и начинается паника, – говорит консультант банковской практики Morgan Hunt Юлия Жаркова. – Ведь всем хочется стабильности, у всех есть семьи, собственные интересы. Все сотрудники начинают искать «пути отступления». И здесь очень важную роль играет руководство компании, то, как оно поведет себя в данных условиях. А ведь именно в этот момент грамотно спланированное и проведенное мероприятие, направленное на командообразование, может позволить не только снять внутренний стресс в коллективе, но и продемонстрировать заботу о людях, необходимое им внимание».
С другой стороны сформировалась еще одна интересная тенденция. Финансовая нестабильность и боязнь потерять рабочее место заметно дисциплинировали офисных работников.
«В условиях мирового кризиса банковский персонал стал более лоялен к работодателю. Люди охотнее идут на контакт и устанавливают новые связи. Банковский персонал получил хорошую «закалку», и кандидаты начали по-другому расставлять приоритеты, – отмечает Юлия Жаркова. – Кризис, на мой взгляд, – это возможность для нового роста, несмотря на то, что наступил век работодателя. Не стоит забывать, что одно из значений слова «кризис» в переводе с древнегреческого – это «решение» и «возможность». Старт-ап многих компаний был успешен именно в кризисное время, которое дает дополнительные возможности для качественного рывка. Не всем, конечно, а тем, кто эти возможности смог распознать».
По словам директора департамента персонала и организационного развития Бинбанка Дмитрия Митбрейта, несмотря на то, что финансовые и кредитные организации, а также их сотрудники раньше всех ощутили кризис и пострадали от него в значительной степени, трудности, а также стремление их преодолеть лишь объединили и сплотили представителей банковского сообщества.
«Также хочу отметить, что число желающих работать в банковской сфере, несмотря на все обстоятельства, отнюдь не уменьшилось. Люди понимают, что кризис когда-нибудь закончится и работа в финансово-кредитной сфере будет такой же интересной и престижной, как и до него», – говорит господин Митбрейт.
В завершение добавим: эксперты подтверждают, что многие банки, сократив существенную часть персонала, тем не менее, сформировали свои «скамейки запасных». С ценными кадрами связь поддерживается до сих пор. Некоторых специалистов банки уже вернули в команду. Кризис не вечен, и рано или поздно банки вернутся к политике активного найма персонала. Вот тут-то первыми, кому дадут «поиграть в основном составе», будут сотрудники, уже доказавшие свой профессионализм и лояльность.