Пока аналитики и банкиры гадают, накроет ли Россию очередная волна кризиса, почти каждый второй россиянин боится еще раз пережить связанные с рецессией потрясения. При этом опасения характерны для одинаковых групп потребителей из различных регионов страны: «рецидива» больше боятся женщины, а также одинокие люди, уже имеющие долги или непогашенные кредиты.
Исследовательский центр портала SuperJob.ru, опросив экономически активное население страны, пришел к выводу, что 43 % россиян боятся повторно пережить связанные с рецессией потрясения. При этом возможного повторения массовых увольнений, сокращения зарплат и прочих кризисных неприятностей в большей степени опасаются граждане, не имеющие семьи и детей.
О второй волне кризиса заговорили еще тогда, когда первая была в самом разгаре. Мнения экспертов, как водится, разделились: одни утверждают, что новая фаза возможна уже осенью этого года, другие считают опасения беспочвенными. Между тем россияне, уже пострадавшие от кризиса, к возможному «рецидиву» предпочитают подготовиться: если не материально, то хотя бы морально. Почти половина респондентов стараются «жить скромнее», не влезать в долги и «аккуратней относиться к работе». При этом чаще прочих от плохих мыслей бросает в холодный пот тех, на ком уже висят долги, непогашенные кредиты и ипотека.
Как отмечает начальник управления по работе с частными клиентами «АФ Банка» Дмитрий Вильданов (Уфа), люди не уверены в завтрашнем дне: «Главным страхом населения является потеря стабильного заработка. Отсюда и обоснованная нерешительность потребителей в отношении каких бы то ни было обязательств, связанных с кредитами. И это неудивительно. Люди пережидают неспокойное время, не делая поспешных покупок и не принимая серьезных финансовых решений».
С тем, что популярность тех или иных банковских продуктов в данный момент связана с конъюнктурой рынка соглашается и управляющий филиалом «Ростовский» банка «ГЛОБЭКС» Лариса Сулацкая (Ростов-на-Дону): «Кризис сократил рабочие места, а ряд граждан перевел в разряд «потенциально ненадежных» заемщиков. Потребительские кредиты пользуются популярностью, когда рынок находится на стадии роста. Тогда люди уверены в своем будущем и могут позволить себе жить в кредит. Текущая нестабильность и стадия спада рынка не прибавляют привлекательности кредитным продуктам».
Отметим, что немного больше боятся финансовых сложностей люди, не имеющие семьи и детей: 44 % против 41 %, состоящих в браке, и 43 % против 42 %, имеющих детей. Специалисты исследовательского центра SuperJob.ru связывают тенденцию с тем, что граждане, имеющие семью, могут рассчитывать на финансовую поддержку своих «половин». Кроме того, семейные люди в принципе легче переносят любые житейские неприятности и передряги.
Примечательно, что 36 % россиян второй волны кризиса не боятся! Но если одни считают, что «хуже уже не будет», то другие просто не верят, что кризис повторится. Некоторые граждане уверены, что кризис неизбежен, но они уже психологически готовы к новым трудностям: «Я не боюсь, поскольку знаю, что вторая волна неизбежна», «Люблю жить, в страхе жить нельзя», «Работать надо. Кризис в головах», «Я смелый человек и трудности могу пережить».
При этом оптимистичней других настроены потребители старше 55-летнего возраста, а также мужчины: только 37 % сильного пола с тревогой размышляют о возможной резкой рецессии, в то время как среди женщин негативный настрой присутствует у 49 %. А вот наличие или отсутствие работы уже никак не влияет на опасения граждан: не боятся кризиса 37 % имеющих и 36 % не имеющих в данный момент работу россиян.
Между тем подобная бравада не исключает сложившуюся тенденцию: с момента начала кризиса потребительское поведение граждан существенно изменилось.
Директор Пермского аналитического центра Сергей Седов (Пермь) связывает тенденцию с сокращением доходов, снижением объемов выдачи кредитов на фоне сокращения спроса на них и с пресловутой неуверенностью в завтрашнем дне. «Все это напрямую отражается на уровне продаж в розничном секторе. Население старается делать накопления. В целом ситуация укладывается в обычную реакцию организма: в случае стрессов и неопределенности он делает некоторые накопления, сбережения, чтобы «пережить» тревожный период. Отмечу при этом, что у населения в принципе денежные средства есть».
Граждане, чьи кошельки от потрясений не сильно «похудели», по-прежнему готовы размещать деньги на банковских депозитах и инвестировать имеющийся капитал в инструменты фондового рынка. Как отмечает директор филиала компании «Тройка Диалог» Егор Торишний (Волгоград), сегодня спектр клиентов у компаний очень широк – от топ-менеджеров и владельцев бизнеса до частных инвесторов, обладающих свободными средствами. При этом говорить о каком-то конкретном «портрете» клиента участники рынка не берутся. По словам руководителя филиала компании BroCo Investments Inc. Феликса Шагалеева (Казань), клиентом может быть абсолютно любой платежеспособный человек, который задумывается о дополнительных инвестициях.
Подводя итоги, отметим, что определенный вклад в формирование тревожных ожиданий и настроений россиян вносит «сезонный психологический фактор».
«Наступил август – с некоторого времени традиционная пора различных экономических, политических и иных неурядиц в нашей стране. Народ уже подспудно готов в конце лета-начале осени к новым потрясениям, – говорит руководитель исследовательских проектов Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) Кирилл Гордеев (Москва). – Второе немаловажное обстоятельство: приближается «юбилей» кризиса – год. В этих условиях вполне логично, что многие россияне ожидают второй волны кризиса, и растет общий фон тревожности».
«Принципиально до конца года ситуация не изменится, – полагает Сергей Седов. – Население будет стараться наращивать долю сбережений и меньше тратить. Оживление на рынках возможно только при относительной стабильности в экономике. У людей должна быть твердая психологическая уверенность, хотя бы в обозримой перспективе на год, что безработица не будет расти, что зарплаты будут выплачиваться стабильно. Собственно тогда рынок и начнет нормально работать. Как только появятся эти ориентиры – вся экономика вздохнет спокойно».