Потребители редко следят за оценками именитых агентств и сами составляют свои «народные» рейтинги банков и финансовых продуктов. Оказалось, что с момента начала кризиса, выбирая между удобным и надежным банком, граждане стали отдавать предпочтение надежному. А в многообразии предложений продуктовой линейки теперь предпочитают не кредиты, а депозиты и карты.
Степень заинтересованности россиян сферой банковских услуг является достаточно высокой. К такому мнению пришли специалисты компании Profi Online Research, оценив результаты исследования «Мониторинг розничного рынка. Банки» за первый квартал текущего года. При сравнении данных с показателями третьего квартала прошлого года оказалось, что потребительские предпочтения претерпели некоторые изменения.
Выяснилось, что при выборе банка для 67% респондентов самым важным является величина спектра предлагаемых услуг. На втором месте находится мнение о банке, сложившееся у друзей и знакомых. Их рекомендациями пользуется 61% респондентов. Наличие большого количества банкоматов – фактор, который находится на третьем месте по степени значимости: он важен для 48% граждан.
«Очевидно, что выявленные при опросе характеристики тесно связаны между собой и напрямую указывают на ключевой фактор – надежность будущего финансового партнера, – говорит вице-президент Уральского банка реконструкции и развития Алексей Крохин. – В первую очередь это относится к крупным банкам, ресурсы которых как раз предполагают наличие широкой продуктовой линейки для различных категорий клиентов, разветвленной филиальной сети, а также множества устройств для обслуживания банковских карт, в том числе и банкоматов с функцией приема наличных. Важным фактором является и положительная деловая репутация».
Кроме того, потребители обращают внимание на отсутствие очередей, вежливость персонала и участие банка в системе страхования вкладов. Только 5% респондентов указали, что на их решение при выборе той или иной кредитной организации повлияла грамотно проведенная рекламная кампания или акция.
Примечательно, что госбанкам предпочтение отдали 29% респондентов, «иностранцам» – 24%, а российским банкам – 22%.
На основании своих предпочтений потребители сформировали и народный рейтинг банковских продуктов и услуг. Так, на первом месте в списке уверенно расположились зарплатные карты. Ими пользуется 61% респондентов. Однако количество пользователей по сравнению с осенью прошлого года сократилось. Тогда зарплату на банковские карты получали 65% граждан.
«Возможной причиной снижения данного показателя можно считать сокращение числа рабочих мест, связанное с финансовым кризисом», – говорит директор по развитию компании Profi Online Research Елена Смирнова.
Банковские вклады на втором месте по популярности. Ими пользуются 33% участников исследования. Однако количество вкладчиков по сравнению с третьим кварталом прошлого года, когда вклады имелись у 40% респондентов, также сократилось. Виной всему пресловутый кризис, который привел к оттоку денег из банков.
Третье место принадлежит кредитным и дебетовым картам: ими пользуются по 30% респондентов. А вот популярность кредитов уменьшается. Так, получить ссуду наличными не отказались бы 27% респондентов, кредит на покупку товаров и услуг в торговой точке – 18%, а автокредит – только 12% граждан.
Такие банковские услуги, как ипотека, инвестиции, кредиты на образование и аренда банковской ячейки, востребованы среди наших соотечественников крайне незначительно: к каждому из перечисленных продуктов прибегают не более 6% респондентов.
«На популярности указанных продуктов, к сожалению, негативно сказался кризис. Очевидно, что в нынешней ситуации, например, ипотека не может быть очень востребованным продуктом. Доходы населения значительно снизились, в то время как цены на недвижимость остаются высокими. Кроме того, уверенности в стабильности материального положения у многих людей нет. В то же время банки испытывают сложности с долгосрочным фондированием, что приводит к ограниченности предложения ипотеки со стороны банков и высоким ставкам», – говорит директор департамента розничных продуктов и услуг «ЮниКредит Банка» Наталья Алымова.
Целевой аудиторией таких продуктов, как инвестиции и банковские ячейки, являются потребители, имеющие возможность делать сбережения или обладающие ценностями, которые имеет смысл хранить в банке. Количество пользователей ячеек, например, из-за сокращения числа ипотечных сделок, также уменьшилось. «Что касается кредита на образование, то этот продукт подразумевает, что основные деньги будут возвращаться банку после того, как клиент получит работу и стабильный доход. А это в условиях кризиса под вопросом», – поясняет Наталья Алымова.
Как бы там ни было, банки стремятся повысить популярность тех или иных продуктов, увеличивая клиентскую базу за счет привлекательных условий и различных маркетинговых акций.
«Сейчас от банков требуется быстрая реакция на меняющуюся ситуацию. Яркий пример – мультивалютные вклады. Не последнюю роль играет также и качество обслуживания. Несмотря на то, что для клиента ценовые условия являются первостепенными, банки с высоким качеством обслуживания, с выстроенными процессами и технологиями будут более успешными, чем те, кто предлагает привлекательные условия, но не может быстро и качественно продать клиенту определенный продукт или услугу», – уверена Наталья Алымова, по словам которой, серьезному росту популярности у населения продуктов, востребованность которых в кризис упала, поможет лишь стабилизация макроэкономической ситуации.