Бизнес Наука Делу – время?

Делу – время?

Россияне теряют предпринимательскую жилку и не спешат переходить из статуса наемных работников в бизнесмены. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, доля граждан, проявивших желание заняться бизнесом по сравнению с прошлым годом...

" width=

Россияне теряют предпринимательскую жилку и не спешат переходить из статуса наемных работников в бизнесмены. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, доля граждан, проявивших желание заняться бизнесом по сравнению с прошлым годом, сократилась с 55 до 44%. В то же время эксперты утверждают, что для начала собственного дела кризис – не помеха: было бы желание!

По данным ВЦИОМ, предпринимательский дух россиян во время кризиса несколько упал. В стране стало больше граждан, не проявляющих желания к занятию предпринимательством: 55%, а не 44% годом ранее. Наиболее частые причины отказа от открытия собственного дела кроются в отсутствие стартового капитала и несоответствие возраста и состояния здоровья. Так считают 40% респондентов. Только 2% граждан заявили, что не идут в предприниматели потому, что боятся кризиса. Также среди причин отказа 11% россиян назвали отсутствие соответствующих качеств, а 9% – желания. Пугают россиян ответственность, временные затраты, возможные неудачи, бюрократические преграды, коррупция, а также отсутствие связей и оригинальной бизнес-идеи.

Примечательно, что россияне полагают, что кризис, скорее, плохое, нежели хорошее время для открытия собственного дела: 66% против 16%. В том, что сейчас не стоит начинать бизнес, уверены, как правило, жители малых городов, – 73%, и респонденты со средней и низкой самооценкой материального положения – 66-68%. Благоприятными же для предпринимательства нынешние условия считают в основном жители «двух столиц», средних городов и материально обеспеченные граждане.

Между тем представители бизнес-сообщества из различных регионов страны страхи россиян не разделяют и полагают, что кризис началу собственного дела, – не помеха. Было бы желание!

Нестабильность – не повод отказываться от дела

«Давайте определимся с понятием «нестабильность». Это не совсем корректное определение для ныне существующей ситуации, которую скорее можно определить медицинским термином «стабильно тяжелая», – говорит председатель Татарстанского регионального отделения общероссийской общественной организации «Опора России» Азат Газизов (Казань). – Сейчас только ленивый не знает, что кризис – это новые возможности. Каждый второй знает, из каких слов состоит китайский иероглиф «кризис». На мой взгляд, это преувеличенно оптимистическое настроение продиктовано скорее незнанием того, что же делать дальше».

В бизнесе основа – это предприниматель. «Наши наблюдения показывают, что человек обязательно должен обладать следующими качествами – абсолютная целеустремленность, развитый аналитический аппарат, умение ставить себе правильные вопросы и отвечать на них. В нынешнее время эти качества приобретают дополнительную ценность. Человек должен честно ответить на вопрос – «обладаю ли я этими качествами в достаточной степени, смогу ли я тянуть, не останавливаясь»? Потому что останавливаться в бизнесе нельзя. Если ответ на вопрос – «да», значит, сейчас хорошее время для открытия собственного дела», – уверен Азат Газизов, по словам которого самые большие и быстрые деньги делаются именно в кризисное время.

Между тем упускать из виду сущность самого человека ни в коем случае нельзя.

«Чтобы на чем-то быстро, воспользовавшись неразберихой, ошибками ведущих предприятий отрасли, заработать и тем более развить бизнес, нужно, во-первых, обладать определенными качествами, а, во-вторых, быть «в теме». Допустим, есть работяга, который 20 лет работал у станка, ничем другим особенно не интересовался. Сможет ли он воспользоваться какими-то проблемами на своем же заводе и открыть на этой волне свой бизнес? Скорее всего, нет. Он не «в теме». Так вот для тех, кто «в теме», нынешнее время идеально для открытия своего дела», – уверен господин Газизов.

Кроме того, как отмечает директор «Пермского аналитического центра» Сергей Седов (Пермь), любое время можно считать хорошим для открытия собственного дела, если человек уверен в той нише, которую он для себя выбрал. «С одной стороны, сейчас снижается покупательский спрос на товары и услуги. С другой – рынки хорошо перетряхивает. Компании по разным причинам уходят с рынка и освобождают «место под солнцем».

Есть идея?!

По данным ВЦИОМ, граждане, готовые испытать себя в роли предпринимателя, как правило, отдают предпочтение сфере торговли. В частности, 22% респондентов склоняются к открытию продовольственного магазина, 8% хотели бы открыть свое дело в сфере бытовых услуг, а 7% – в сельском хозяйстве, животноводстве или рыболовстве. Автомобильным, строительным бизнесом или сферой общественного питания интересуются по 5% респондентов. Только 4% граждан отдают предпочтение производству. Менее популярны у россиян такие области, как медицина и косметология, туризм, грузоперевозки, информационные технологии и компьютеры.

В то же время существенная доля россиян с идеей явно не дружит: для 3% идея и сфера бизнеса не принципиальна, главное – «работать на себя», а 26% потенциальных предпринимателей и вовсе не знают, в каком же именно виде бизнеса они хотели бы реализовать себя. Между тем уникальная идея – залог успеха!

«Идея бизнеса должна быть новой. Надо начинать что-то очень незаезженное, – говорит Азат Газизов. – Кризис заставляет крупные и средние предприятия оптимизировать расходы, модернизировать производства и процессы, отказываться от каких-то направлений и передавать их на аутсорсинг более мелким предприятиям. Например, есть предприятие, которое, имея собственное производство, отдел доставки, занимающееся полным циклом от производства, до розничной продажи, отказалось практически от всего, оставив только отдел оптовых и розничных продаж. Как ни странно, но оказалось выгоднее заказывать товар со стороны, чем делать его самим. То же самое и с доставкой. Поэтому надо просто держать руку на пульсе и впитывать информацию со всех сторон. Возможности открываются для всех. Для работяг, изобретателей, экономистов, юристов и бухгалтеров».

«Некоторые отрасли кризис коснулся значительно, соответственно конкурентов здесь поубавилось по меньшей степени вдвое. Речь идет о строительстве, медиа и рекламном рынке, ретейле. Считаю, что попробовать себя здесь имеет смысл», – говорит исполнительный директор Башкирского регионального отделения «Опоры России» Айгуль Десяткина (Уфа).

По мнению Сергея Седова, универсальных советов, какое направление бизнеса сейчас перспективно, а какое не очень – нет. «Бизнес начинается там, где предприниматель найдёт для себя подходящую нишу, в соответствии со спросом на рынке, рыночной конкуренцией и своими финансовыми и умственными возможностями».

Не в субсидии дело

20% россиян, опрошенных ВЦИОМ, отказаться от начала собственного дела заставило банальное отсутствие денег. Напомним, что государство, дабы снять напряженность на рынке труда, готово выдать безработному субсидию – на открытие собственного бизнеса. На что можно, и можно ли вообще, потратить относительно небольшие деньги – решать будущему предпринимателю.

Назвать предложение правительства субсидией «на открытие бизнеса» у Азата Газизова язык не поворачивается. Если только безработный человек уедет в деревню, купит кур, семян и начнет заниматься микрофермерством.

«Логичнее будет предположить, что, выдавая эти деньги, власти преследуют несколько иные цели. Минимальная потребительская корзина составляет примерно 1,5 тысячи рублей. Если исходить из расчета, что средняя семья – это три человека, получаем 4,5 тысячи рублей в месяц. В год эта сумма составит порядка 54 тысяч рублей. То есть можно сделать предположение, что эта субсидия – некое пособие, предназначенное для того, чтобы человек на протяжении одного года по минимуму кормил себя и семью и в течение этого времени усиленно искал работу. Эта сумма, которая может не позволить в принципе нормальным и добропорядочным гражданам начать совершать противоправные действия, – рассуждает Азат Газизов, полагая также, что власти вполне могли впечатлиться примером Китая, где деньги «раздавались» населению, чтобы простимулировать внутренний спрос. – Раздавая деньги безработным, правительство, видимо, надеется простимулировать экономически активную часть населения. Если моя догадка верна, тогда становится совершенно неважно, под каким предлогом населению выдают деньги. Однако предлог «открытие собственного бизнеса» – наиболее подходящий».

«Конечно, сумму субсидии нельзя назвать большой, но, в целом, начинающие предприниматели такую инициативу правительства воспринимают положительно. Какая-никакая, но поддержка, – говорит заместитель председателя правления общественной организации центра развития и защиты бизнеса «Дело» Екатерина Пащенко (Волгоград). – Из-за кризиса представителям малого и среднего бизнеса взять банковский кредит стало практически невозможно. Так что субсидия на открытие небольшого дела, - решение хорошее. Конечно, речь не идет об организации производственного предприятия. Но закупить самое необходимое для старта маленького бизнеса все же можно».

По словам Айгуль Десяткиной, программа субсидирования – это дополнительный инструмент для стабилизации уже существующего бизнеса и старта нового. Но её нужно рассматривать только в совокупности либо с собственным стартовым капиталом, либо с какой-либо другой действующей программой поддержки.

А Сергей Седов добавляет, что на деньги, предлагаемые государством можно, например, заказать себе более или менее приличный сайт, для продвижения своей продукции или услуги в Интернете. Мелочь – а полезно!

В будущее – с оптимизмом!

Предприниматели – люди закаленные. К трудностям, лишениям и решению порой невыполнимых задач им не привыкать. Однако кризис подкосил даже самых стойких.

«На текущий момент настроения среди предпринимателей сложные. Бизнес однозначно был не готов к кризису – результаты в виде банкротств мы сейчас видим и увидим ещё. Явно будут изменения среди лидеров рынка. Для компаний, которым было трудно пробиться на рынок, открываются хороший возможности для развития. Для одних кризис это «смерть», вследствие неэффективного управления, для других – ещё одна возможность для развития», – комментирует вопрос Сергей Седов.

Между тем, по словам экспертов, первый шок от случившегося позади.

«В целом настроение бизнес-сообщества можно охарактеризовать как рабочее. Уже прошла паника первых кризисных месяцев. Те, кто не выдержал, благополучно закрыли свой бизнес. Те, кто на грани, изо всех сил стараются «нарастить жирок» – ведь впереди сентябрь, время печально известное в нашей стране на большие неприятности, – напоминает Азат Газизов. – Некоторые предприниматели дифференцируются, проводят политику разделения бизнеса. Многие – продают бизнес и уходят в кэш. В целом впечатление такое, что все перевернулось с ног на голову».

По словам эксперта, многих, кого еще совсем недавно ставили в пример как агрессивное и динамично развивающееся предприятие – уже нет: прошли процедуры ликвидации, реорганизации или банкротства. Те же, кто «сидел и не дергался», в силу, в основном, своего нежелания что-то делать сверх необходимого, – оказались на вершине. Однако в идеальной ситуации оказались предприниматели, успевшие продать свой бизнес до кризиса по хорошей цене. Для них сейчас «горит зеленый свет».

«Радует, что правительство активнее включилось в поддержку малого и среднего бизнеса. Если честно, то результатов еще очень мало, чтобы говорить о каком-то успехе властей на этом поприще. Да и административных барьеров, если откровенно, до сих пор очень много», – сетует господин Газизов.

«Шок прошел, однако «осадок» от событий, которые произошли с предпринимателями за последние месяцы, сохранится на протяжении нескольких лет, - полагает Екатерина Пащенко. – Потребительский спрос упал, люди покупают только самое необходимое, чтобы выжить. А такое положение вещей не может способствовать развитию бизнеса. Однако предприниматели – люди «закаленные» и в будущее смотрят с оптимизмом. Если не опускать руки и работать – все будет хорошо».

Айгуль Десяткина также отмечает, что настроение бизнес сообщества меняется буквально на глазах. «Предприниматели начали отходить от последствий кризиса, да и меры, которые принимают федеральные и региональные власти в это трудное время, сделали своё дело. Бизнес начал получать реальную поддержку», - подчеркивает эксперт, добавляя, что выбранный правительством механизм реализации программы поддержки софинансирования с регионами не просто увеличивает количество денег на ее реализацию, но и стимулирует субъекты страны заниматься развитием малого бизнеса в своих регионах».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
В атаке Федорищев! Зачем губернатор Самарской области показал всему российскому футболу «желтую карточку»
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Мужчины в какой-то момент решили, что они лучше водят»: жительница Казани — о том, каково быть девушкой за рулем
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления