Банкам, получившим финансовую поддержку со стороны государства, придется возвратить «должок». Премьер-министр Владимир Путин обязал госбанки к октябрю нарастить кредитный портфель до 500 млрд рублей и обеспечить реальному сектору доступ к заемным ресурсам. Пока механизм не будет налажен должным образом, банкирам придется забыть про летние отпуска.
Вчера Премьер-министр РФ Владимир Путин провел совещание, на котором озвучил проблемы механизма предоставления госгарантий, а также сумму дополнительно выделяемых банкам средств в рамках госгарантий. Правительство выделило 300 млрд рублей и рассчитывает, что банки будут последовательно расширять кредитование приоритетных отраслей экономики и снижать стоимость кредитов.
Владимир Путин, обращаясь к руководителям банков с госучастием: Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку, Россельхозбанку, ВЭБу – обязал их увеличить кредитный портфель. В июле текущего года портфель должен «потяжелеть» на 150 млрд рублей. До 1 сентября еще на 150 млрд рублей. А к 1 октября – до 400-500 млрд рублей. Пока механизм кредитования не будет налажен должным образом, руководителям госбанков рекомендовано «не планировать летние отпуска». А что касается роста просрочки, которой банки мотивируют сокращение объемов кредитования, то у главы правительства и на это нашелся аргумент. «Чем меньше кредитование, тем больше риски невозвратов, потому что, не восстанавливая кредитование, вы гасите экономику и реальный сектор», – уверен Владимир Путин.
В том, что из-за законодательных недоработок не действует принятая несколько месяцев назад программа госгарантий по кредитам, убеждены и аналитики.
«Сейчас правительство стремится исправить ситуацию и запустить-таки программу, – рассказывает начальник аналитического отдела УК «КапиталЪ» Сергей Карыхалин. – Удастся это сделать или нет – покажет время. Государственными усилиями удалось погасить некоторые очаги кризиса в отдельных отраслях, но в целом по экономике больших успехов нет, так как необходимо восстанавливать спрос. Если нет спроса, придется постоянно давать деньги предприятиям, выпускающим продукцию, которую невозможно будет реализовать на рынке».
Отметим, что российские банки показывают отрицательную динамику работы в данном направлении: с января по май рост кредитования реального сектора экономики практически был равен нулю. Об этом на днях заявил председатель Банка России Сергей Игнатьев. В июне направить ситуацию в положительное русло также не удалось. С начала года рост объемов кредитования госбанками составил лишь 1,31 %, а в коммерческих банках объемы и вовсе сократились.
«В последние кварталы основной проблемой, решавшейся российским финансовым руководством, было недопущение коллапса отечественной финансовой системы. Мы видим, что ситуация несколько стабилизировалась: об этом свидетельствует «бычья» динамика фондового, долгового рынка, а также некоторое повышение доступности кредитных средств, по крайней мере для крупнейших российских компаний. В то же время централизованная поддержка реального сектора экономики на данный момент не ощущается им в достаточной мере», – отмечает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
Причина, по словам господина Осина, кроется не только в «инертности» банков, но и в нестабильности показателей спроса внутри самого производственного сектора страны. Что же касается выполнимости пожеланий господина Путина, то они представляются эксперту вполне реализуемыми на практике.
«Требуемый правительством прирост объема банковских кредитов соответствует довольно скромному показателю в 2,5 % от общей суммы выданных ранее займов, – говорит Александр Осин. – Важно отметить, что спрос на банковские заимствования со стороны крупных компаний в последние кварталы существенно вырос в связи с ослаблением рынка корпоративных облигаций. С другой стороны, прирост кредитов на 2,5 % вряд ли существенно повлияет на общий показатель объема «плохих» долгов банков, который к концу года по некоторым оценкам составит 20-30 % от общей суммы банковских кредитов. Скорее, напротив, стабильность процесса предоставления банками средств реальному сектору является фактором, повышающим рыночное доверие и, соответственно, ослабляющим напряженность в сфере реальной экономики».