Бизнес Россияне спешат избавиться от долгов

Россияне спешат избавиться от долгов

За время кризиса сократилось число российских семей, имеющих непогашенные банковские кредиты

За время кризиса сократилось число российских семей, имеющих непогашенные банковские кредиты. Рынок потребительского кредитования ждут туманные перспективы, поскольку в ситуации нестабильности россияне спешат избавиться от кредитного бремени, при этом вступать в новые кредитные отношения с банками граждане также не торопятся.

За время кризиса кредитная нагрузка на среднестатистическую российскую семью снизилась, свидетельствуют результаты опроса, проведенного в аналитическим центром Юрия Левады*. В ноябре прошлого года на вопрос «Есть ли у вас или у членов вашей семьи непогашенный кредит?» утвердительно ответило 33% респондентов. Февральский же опрос показал, что доля российских семей, имеющих непогашенную банковскую ссуду, снизилась до 26%.

«С одной стороны, тенденция объясняется тем, что семьи постепенно расплачиваются по взятым ранее кредитам, стараются по возможности «избавиться» от долгов, — рассказывает сотрудник отдела изучения доходов и потребления «Левада-Центра» Наталья Бондаренко. — C другой стороны, сокращение доли семей, имеющих непогашенные кредиты, может объясняться «сжатием» возможностей в сфере потребительского и автокредитования и сокращением притока новых заемщиков».

При этом «портрет» российской семьи, пользующейся банковскими кредитами для повседневных нужд, заметно не меняется: в последние годы население страны активно брало кредиты на покупку товаров, реже — на оплату образовательных или медицинских услуг. Как отмечает Наталья Бондаренко, в 42% семей с непогашенной ссудой кормильцем является рабочий, в 24% — специалист и только в 14% семей добытчиком является предприниматель или руководитель.

Наиболее активно во время кризиса погашали банковские ссуды обеспеченные семьи: если в ноябре прошлого года доля семей, которые имели относительно высокий потребительский статус и могли без труда приобретать вещи длительного пользования, составляла 20%, то в феврале показатель снизился до 15%. Семьи же, которые характеризуют свои материальные возможности как ограниченные, по-прежнему, не рассчитались с долгами.

«Непогашенные кредиты есть в основном у семей так называемого «базового» потребительского слоя: 52% — это семьи, в которых денег хватает на продукты и одежду, но покупка товаров длительного пользования является проблемой», — отмечает Наталья Бондаренко.

Между тем динамика потребительского кредитования по-прежнему демонстрирует заметный спад. Банки «фильтруют» поток заявок, требования к потенциальным заемщикам, по словам начальника управления андеррайтинга департамента розничного бизнеса Собинбанка Анны Ковтун, в связи с неустойчивостью ситуации в финансовом секторе значительно возросли. «Ужесточились и требования к понятию «хорошая кредитная история»: ее продолжительность, объемы имеющихся и погашенных кредитов, наличие и качество просрочек — сегодня все принимается во внимание и оценивается жестче, чем еще месяц-два назад», — отмечает эксперт.

Впрочем, поток новых клиентов за банковскими кредитами также уменьшился. Основная причина заключается в том, что из-за сокращения доходов потенциальные заемщики не стремятся связывать себя новыми кредитными узами. Так, по данным Росстата, на 1 марта 2009 года суммарная задолженность предприятий и компаний по зарплате сотрудникам увеличилась по сравнению с февралем на 16% и превысила восемь млрд рублей. В подобной ситуации семьи, которые еще недавно были готовы взять кредит, теперь живут по принципу «не до жиру, — быть бы живу» и отказывают себе в приобретении дорогостоящих товаров.

«Кризис заставил людей внимательнее прогнозировать свои расходы, — уверен директор департамента розничных продаж «АФ Банка» Дмитрий Вильданов. Боязнь снижения уровня доходов и рост цен заставляют людей откладывать получение кредита для покупки вещей длительного пользования. Банки, в свою очередь, подняли ставки по кредитам и стали подходить к оценки кредитоспособности заемщика тщательнее, что опять же останавливает потребителей в желании взять кредит».

Не в пользу развития рынка кредитования и кризис доверия, по-прежнему ощущающийся в финансовом секторе. По мнению Дмитрия Вильданова, сейчас не только банки не доверяют клиентам, но и сами клиенты не доверяют банкам. И только прорвав замкнутый круг и восстановив доверие, можно будет говорить о том, что рынок кредитования пошел на поправку.

* Включен в реестр иноагентов

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Отбивает желание исследовать родную землю»: казанец — жестко о туристическом налоге, который скоро придется платить всем
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления