– Насколько привлекательна, на ваш взгляд, Казань как место для старта нового бизнеса? Каковы плюсы и минусы столицы?
– Тот, кто рискует начинать новое дело в такие непростые времена, может очень быстро подняться, но должен быть смел до наглости, очень уверен в себе и 100% перспективности своих начинаний. Иначе его ждет скорый и трагический конец. В этом смысле Казань ничем не отличается от других крупных городов России. Что касается стартовых условий, Казань, на мой взгляд, имеет ряд несомненных преимуществ, начиная от специальных инновационных и кредитных программ, заканчивая выгодным географическим положением. Да у нас куча неосвоенных ниш! В том числе и в медийной сфере. Из минусов я бы назвал дефицит квалифицированных кадров. Наверняка могу говорить о своей отрасли, впрочем, общаясь по роду работы с представителями различных бизнесов, слышал – ситуация с минимальными оговорками та же. Зато амбиций выше крыши. Приходит третьекурсник журфака, пишет чушь и требует зарплату опытного штатного журналиста. Милый, побегай стрингером с годик, поднаберись ремесла, потом, может быть, на тебя обратят внимание… Откуда что берется? Странно это, ведь Казань – большой образовательный центр, тут престижные многопрофильные вузы… Получается сапожник без сапог. Лучшие журналисты не выпускники журфака, а врачи и физики, лучшие специалисты по продажам заканчивали не экономику или бизнес, а пединститут…
В общем, налицо дополнительные затраты на обучение или, что хуже, переобучение. Это минус для любого бизнеса.
– Forbes присвоил Казани третье место среди городов России по привлекательности для бизнеса. Вы согласны с этой оценкой?
– К сожалению, я недостаточно знаком с методикой оценки Forbes. Учитывая имя издания, у меня нет поводов ему не доверять. Однако возникает закономерный вопрос, какой именно бизнес имеется в виду? То, что привлекательно развивать в Твери, не пройдет в Якутске. Да, у нас до недавнего времени процветали инвестфонды, брокерские и около того конторы, потому что нефтяных денег в республике как грязи было... А вот почему, например, в том же Екатеринбурге открываешь справочник-гид по кафе-ресторанам и теряешься от разнообразия и количества, один другого краше... А ведь это очень яркий пример развитости потребительского рынка, то есть того самого малого и среднего бизнеса. А у нас ни одного даже захудалого ирландского паба нет! Крик души! Шучу, конечно. Короче, оценивать надо не туманную привлекательность, а факты. Да просто сравните количество представительств западных банков в Новосибирске и в Казани. Или количество ежедневных авиарейсов из любого из названных городов до Москвы…
Кстати, «Деловой квартал» разрабатывает интересный проект на тему привлекательности разных городов, но забегать вперед не буду.
– Как вы оцениваете медиарынок Татарстана, на какой стадии он сейчас находится? Наверняка перед открытием «Делового квартала» в Казани проводился анализ. Почему выбрали именно этот регион?
– Россия – развивающаяся страна, и все рынки в ней развивающиеся. Татарстан не исключение. Правда, у нас перекос в сторону количества в ущерб качеству…
Смею утверждать, что «Деловой квартал» этот перекос несколько поправил, хотя бы в части деловой прессы. Казань – столица одного из самых динамично развивающихся регионов, поэтому вполне логично, что «Деловой квартал» пришел сюда. Конечно, выходу журнала предшествовал тщательный мониторинг рынка. ИД «АБАК-пресс» выводит на рынок только качественные и тщательно просчитанные продукты.
– На кого ориентирован журнал «Деловой квартал»?
– Вся бизнес-пресса рассчитана на людей, принимающих управленческие решения. Эту фразу в разных вариациях можно встретить на страничках сайтов «Коммерсанта», «Эксперта» и «Бизнес-журнала». Однако такие решения принимает ежедневно и хозяин ломбарда, и президент нефтяной корпорации. То есть понятие, мягко говоря, весьма размытое. Структуру читателей «Делового квартала» мы публикуем практически в каждом номере, ибо знаем ее почти поименно – ведь на обложку журнала клеится стикер с фамилией получателя, каждый номер шеститысячного тиража приходит именно тому, кому он предназначен – для кого писали журналисты, кому адресована реклама, размещенная в журнале. Деньги рекламодателя впустую не тратятся, а работают на него. Наши читатели – топ-менеджмент и собственники средних и крупных компаний города, ядро, суть любой предпринимательской среды, новые пассионарии, не те рефлексирующие интеллигенты-революционеры начала прошлого века, а нынешние – активные созидатели… А как же!? По Википедии пассионарии – «люди энергоизбыточного типа», способные целенаправленно видоизменять окружающую среду – кто же это, как не наши бизнесмены? Они же и самые активные потребители банковских, финансовых, юридических, телекоммуникационных и других услуг, приобретатели недвижимости, автомобилей, список длинный…
– Какие конкурентные преимущества по сравнению с другими деловыми издания оставляете за собой?
– Мы не ставим на обложку фотографии или куда-либо в другое место любую иную информацию за деньги, выдавая это за талантливый журналистский материал. Мы не публикуем информацию потому, что нас «об этом попросили» – это еще противней. Иначе как же можно доверять такому изданию?
Мы продаем не квадратные сантиметры на бумаге, а интерес аудитории, которая доверяет нам, подтверждая это платной подпиской, активным участием в наших event-мероприятиях, охотно комментируя на страницах журнала те или иные события.
Иначе цепочка будет простая: нет доверия – нет интереса – нет рекламы или она по привычке есть, но не работает – журнал закрывается. Таким образом, кризис – это проверка не только на прочность, но и на честность.
Наш журнал о людях и для людей, которые активно развивают свой бизнес. И в любой ситуации мы стараемся нести позитив, рассказывать о чьем-то конкретном опыте. У нас есть такая информация, которой нет более ни у кого. Например, наш фирменный проект – топ-листы, которые представляют собой не «пузомерки» в виде разнообразных рейтингов, а реальную картину на том или ином рынке, выраженную в реальных цифрах – компании-участники топ-листа ранжируются по какому-либо важному в данной отрасли показателю. Так, например, в банки ранжировали по объему выданных кредитов, автосалоны – по количеству проданных автомобилей, ну и т.д.
Мы можем гарантировать высокое качество доставки журнала читателю, поскольку имеем собственную курьерскую службу, которую постоянно контролируем.
– Как, по-вашему, кризис отразится на рынке рекламы?
– Плохо отразится. Да мы почти каждый день наблюдаем уход с рынка разных, в том числе известных и популярных изданий федерального уровня, о чем нас заботливо информирует Гильдия издателей периодической печати. Каковы истинные масштабы, что происходит на локальных медиарынках, боюсь, пока не знает никто. В меньшей степени падение коснется четко и правильно позиционированных, достаточно развитых бизнес-изданий, ведь интерес к эксклюзивной и объективной информации на эту тему в трудные времена только растет.
– Какие антикризисные меры предприняло ваше издание?
– Поскольку интерес читателей сместился, мы ввели новые рубрики и открыли новые редакционные проекты. Например, рубрика «Черное и белое» – потери и возможности глазами представителей бизнес-сообщества Казани. Проект – сравнительный анализ на основе опыта людей, переживших кризис 98-го. Кроме того, в условиях сокращения рекламных бюджетов мы дополнительно предлагаем очень интересные формы, помогающие рекламодателям минимизировать свои расходы.
Чтоб сконцентрироваться на качестве контента и доставки, свои расходы мы тоже оптимизировали.
Сейчас как никогда всем нужна достоверная и оперативная информация о деловой жизни города – именно ее и дает «Деловой квартал». У нас сильный бизнес, и мы преодолеем все невзгоды вместе с такими же сильными бизнесами.
– Как, по-вашему, стоит выстраивать рекламную стратегию в нынешних условиях с обеих сторон – тем, кто предоставляет рекламные площади, и тем, кто размещает свою рекламу?
– Первые должны максимально подстроиться под интересы рекламодателей с учетом изменившихся бюджетов, предложить новые формы, упростить процесс оформления документов. Вторые должны понять, что кризисом жизнь не заканчивается, те, кто совсем прячется в норку, рискуют там так и остаться. А то многие просто запаниковали, вообще прикрыв эту статью расходов, зачастую не имея веских на то оснований.
Екатерина НЕМЫТОВА