Практически ежедневно пополняют свой список нарушителей закона «О рекламе» татарстанские антимонопольщики. За восемь месяцев этого года управлением ФАС возбуждено в четыре раза больше дел (178), чем за весь минувший. Компаниями, нарушающим рекламное законодательство, было уплачено почти 3 миллиона 300 тысяч рублей. Для сравнения: за весь прошлый год сумма штрафов не превысила 1 миллиона 800 тысяч рублей.
Третью часть нарушителей составляют банковские, кредитные структуры, а также застройщики. Иногда они «забывают» предоставлять исчерпывающую и достоверную информация об условиях кредитования. Так, по словам специалистов, ряд коммерческих банков продолжает нарушать действующее законодательство, распространяя недобросовестную рекламу о предоставлении потребительских кредитов под 11-12% годовых и вводя тем самым в заблуждение население относительно потребительских свойств кредитных продуктов. Так, в течение последних месяцев был привлечен к ответственности ряд крупных банков («Альфа-Банк», «Спурт Банк») и другие.
Особую озабоченность у антимонопольной службы вызывает и другой вид часто встречающихся нарушений – это факты опубликования рекламы медицинских услуг без обязательного указания на возможные противопоказания к применению. Здесь стоит отметить, что имеются случаи, когда учреждения, позиционирующие себя как медицинские, зачастую вообще не имеют лицензии на оказание услуг по косметологии. Например, проведенный татарстанским УФАС совместно с управлением Росздравнадзора по РТ анализ показал, что значительное количество широко рекламируемых салонов красоты, осуществляющих такие услуги, как пирсинг и перманентный макияж, зачастую не имеет лицензии на осуществление косметологической деятельности.
Заместитель руководителя татарстанского УФАС Евгений Костюшин подчеркивает, что основной метод контроля за соблюдением законодательства о рекламе кроется в предупредительной работе. «Мы не ставим перед собой цель как можно больше наложить штрафных санкций на компании, когда можно все это заранее предотвратить. Наша главная задача в профилактике. Антимонопольные органы давно ведут работу по разъяснению действующего законодательства».
По мнению специалиста, необходимо воспитать в стране правовое общество. Если человек имеет правильное понимание о тех же процентных начислениях по кредитным программам, вряд ли он поведется на обманчивую рекламу.
Аналитик ГК «Регион» Сергей Буров считает, что в ближайшее время у специалистов антимонопольной службы работы по контролю за рынком рекламы только прибавится. «Так, например, в последнее время множество нареканий в адрес рекламы в транспорте, в торговых центрах. Одними из штрафников, думаю, скоро окажутся компании, нарушающие законы именно в этой сфере».
Фото: Фото с сайта Svetnoy.com