Антимонопольщики Татарстана обеспокоены ростом числа нарушений в сфере рекламы товаров и услуг. Только за первое полугодие этого года республиканский УФАС возбудил 98 дел и выдал 60 предписаний за нарушение законодательства о рекламе. С компаний были взысканы штрафы на сумму 2,5 миллиона рублей. Специалисты считают, что динамика нарушений на конец текущего года будет значительно выше, чем в прошлом ( за весь 2007 год было выявлено всего 73 факта).
Одно из первых мест в рейтинге нарушений занимает реклама финансовых услуг. В первую очередь она связана с привлечением денежных средств физических лиц на строительство жилья, рекламу потребительского кредитования и долевого строительства. За шесть месяцев по данном у направлению возбуждено 28 дел, взыскано штрафов на сумму более одного миллиона рублей.
По словам заместителя руководителя татарстанского УФАС Евгения Костюшина, проведенный анализ нарушений чаще всего касается непредставления банками исчерпывающей и достоверной информации об условиях кредитования. «Вопреки требованиям закона декларируемая процентная ставка оказывалась в несколько раз выше реальной, в связи с чем у граждан возникают задолженности по платежам».
В рекламе долевого строительства жилья свои нюансы. Привлечение денежных средств физических лиц на строительство допускается только на основании договора участия в долевом строительстве. Многие строительные компании данным пунктом пренебрегают.
Особенностью этого года для антимонопольной службы стала реклама медицинских центров, салонов красоты, оказывающих медицинские услуги, например, пирсинг, татуаж и другие, без соответствующей лицензии на косметологию. За размещение рекламы косметологических услуг, на которые у салонов красоты нет лицензии, было возбуждено 13 дел, в том числе в отношении салонов красоты « Мажор», «Амадель» и других.
«К сожалению, очень многие у нас в стране привыкли, что закон необходимо соблюдать только тогда, когда пришла повестка, а до этого и вовсе об этом можно и не вспоминать. Более того, иногда предприниматели и вовсе не делают для себя выводы из наших обращений. Поэтому для предотвращения нарушений, необходимо правовое воспитание общества», – делает выводы Евгений Костюшин.
С такими доводами согласны и аналитики. «Зачастую компаниям дешевле заплатить штраф, чем выполнять формальности ФАС. Тем более для банков они не столь ощутимы. Сейчас рынок высококонкурентный. Потеря времени и утечка информации зачастую обходятся проигрышем темпа. Как видите, такие штрафные санкции – не самые эффективные меры воздействия», – считает эксперт ИК «Финам» Ярослав Кабаков.
По словам аналитика ГК «Регион» Алексея Шестакова, татарстанское УФАС за последний год показало себя одним из самых ярых борцов как с нарушителями на рекламном рынке, так и в других отраслях. « По -видимому, надзорные органы не будут останавливаться на достигнутом. И нарушителей, в том числе известных фирм и компаний, станет больше».
Фото: Фото с сайта Newsway.ru