Банки «мельчают», а точнее, выбирают стратегию развития небольших собственных офисов. На днях Банк Казани открыл первый «мобильный офис» на пересечении улиц Достоевского и Вишневского. Он представляет собой отдельно стоящий павильон с полностью автоматизированной системой банковских услуг. В нём можно снять наличные и оплатить услуги сотовой связи с помощью с карт Visa. В дальнейшем будет введена система приёма платежей за различные услуги наличными.
Устанавливаться офисы будут в тех местах, где банковские услуги востребованы, но обычный офис по тем или иным причинам не может быть открыт.
По словам председателя правления банка Айдара Хамидуллина, программа «мобильный офис» была задумана осенью прошлого года. «Согласно нашей стратегии развития, «Банк Казани – банк для города, банк для горожан» для удобства должен находиться буквально в шаге от дома. Пока «мобильные офисы» в России не имеют большого распространения, но удачный опыт их внедрения в других регионах уже есть. Мы надеемся, что этот формат приживётся и в Казани».
Пока в республике аналогичных «точек доступа» действительно нет. В большинстве случаев услуги предлагаются или с помощью удаленных сотрудников, или через банкоматы. Некоторые российские банки апробируют и еще один вид мобильной работы с клиентами – офис на колесах. Бронированные автомобили-кассы уже появились в Нижегородской, Самарской областях.
По мнению банковских специалистов, расходы на создание и содержание больших кредитно-кассовых офисов, оборудования и штата сотрудников достаточно внушительны. Поэтому поправки к закону «О банках и банковской деятельности», появившиеся в конце января этого года, станут хорошим подспорьем для развития малых офисов. Согласно им процедура расширения форм банковского обслуживания клиентов вне их места нахождения будет значительно упрощена. Осуществляться должны банковские операции, перечень которых установлен ЦБ РФ в рамках специальной лицензии.
Аналитик ГК «Регион» Алексей Шестаков считает, что с развитием сети мини-офисов у Банка Казани проблем не возникнет. Муниципальный банк поддерживается во всех своих начинаниях местными властями, а значит, территориальных споров за определенный участок земли не появится. Основными конкурентами такого малого офиса остаются электронные терминалы, поэтому для получения прибыли важно быстро и значительно расширить количество предоставляемых услуг. Сама такая форма банка в «шаговой» доступности является моделью нового этапа развития банковской отрасли.