Российские банки готовы менять системы скоринга своих клиентов. Автоматический первичный отбор будущих заемщиков должен стать более жестким, но в тоже время более универсальным, считают финансисты. В связи с мировым банковским кризисом ликвидности банки опасаются, что существующие рабочие программы не смогут адекватно оценить надежность заемщиков.
Напомним, что впервые массово скоринг в России стал применяться в 2004 – 2005 годах. До этого кредиты люди могли получать только при одобрительном вердикте экспертов банка. С началом потребительского бума специалисты решили апробировать автоматический отбор заемщиков. В зависимости от сферы деятельности банка такой метод применялся отдельно (при небольших суммах кредита) или в сочетании с субъективным заключением инспекторов. Кстати, отказ в получении кредита после скоринга в одном банке нельзя считать окончательным, в другом учреждение его иногда можно было легко получить.
Татарстанские банки достаточно консервативны. По мнению ведущего специалиста банка «Ак Барс» Руслана Рахимова, скоринг не являлся главным критерием оценки платежеспособности заемщика. Скорее, отдается и будет отдаваться предпочтение более традиционным механизмам. Сами же скоринговые программы должны быстро и четко перенастраиваться при изменении кредитной политики.
Сейчас в кредитных учреждениях используются как собственный скоринг, так и системы западных и российских IT-компаний. Правда до сих пор остается неясным определение благонадежности заемщика, так как нет четких единых критериев. Независимые эксперты считают, что в ближайшее время несколько крупнейших банков, специализирующихся на потребительском кредитовании, поменяют системы скоринга или модифицируют. Однако достоянием общественности это вряд ли станет. Уловив тенденцию перемен, разработчики скоринговых программ увеличат их количество, и не только они. Так, на днях одно из крупнейших Бюро кредитных историй (БКИ) предложило свою помощь по скорингу российским банкам, услугу, которая раньше не представлялась.
По словам аналитика ИК «Финам» Владимира Сергиевского, банки вынуждены ужесточать требования к заемщикам ввиду высокой доли невозвратов и сложностей с рефинансированием занимаемых за рубежом средств. Поскольку скоринг подразумевает быструю проверку надежности заемщика, риски ошибки при этом только будут возрастать. Что же касается предложения такой услуги от БКИ, то это может стать одним из мотивов для более тесного сотрудничества компаний. Так как сейчас большинство банков заключают договоры с бюро формально, только для выполнения требований законодательства.