Роспотребнадзор продолжает оставаться инициаторам проектов, направленных на защиту вкладчиков и заемщиков банков. В ближайшее время ведомство начнет разработку системы досудебного урегулирования спорных вопросов между кредитными организациями и их клиентами. Помогать в ее создании будет Ассоциация российских банков (АРБ). Согласно намерениям чиновников и банкиров для разрешения конфликтных ситуаций начнет работу Согласительная комиссия.
В эту структуру должны войти специалисты Роспотребнадзора, АРБ и приглашенные представители банка, уличенного в нарушениях законодательства. Комиссия будет принимать окончательное решение о том, прав или не прав банк в отношениях с заемщиками в той или иной ситуации. По внешней форме она похожа на институт мирового судейства для граждан. Согласительная комиссия будет иметь федеральный статус, но если «провинившийся» банк не захочет рассмотрения дела в таком совете, то он может разрешить ситуацию и в судебном порядке.
Напомним, что другие задумки Роспотребнадзора банковской отрасли были восприняты далеко неоднозначно. В прошлом году ведомство Геннадия Онищенко посчитало незаконным комиссию кредитных учреждений за введение ссудного счета, штрафы за досрочное погашение кредитов и просрочку платежей. А татарстанскими коллегами и вовсе было предложено создать единый типовой кредитный договор. В 2007 году Роспотребнадзор и несколько банков уже судились с переменным успехом. После разбирательства последние пошли на ряд уступок в своих кредитных договорах.
По мнению аналитика ИК «Финам» Владимира Сергиевского, пока такой проект выглядит сырым: «В данном варианте Роспотребнадзор пытается подменить суд, а из надзорного органа превращается в своего рода третейского судью. Большое количество злоупотреблений в секторе кредитования как со стороны банков, так и недобросовестных заемщиков ставит под угрозу всю финансовую систему в целом, и поэтому такая инициатива ведомства вполне логична».
По словам аналитика ГК «Регион» Алексея Шестакова, несмотря на то, что Роспотребнадзор ищет в создании комиссии свою выгоду, для банков она сулит тоже ряд преимуществ. «Разрешение споров в таком виде уменьшит количество судебных издержек и оплату работы юристов. Но в целом такая служба должна быть поддержана на всех уровнях, начиная от небольших банков и заканчивая депутатами. Важно, чтобы решения Согласительной комиссии не вступали в противоречия с другим банковским законодательством, иначе число долгих судебных разбирательств только увеличится, а в итоге пострадает потребитель», – считает аналитик.