Первое правило продавца – «клиент всегда прав» постепенно обрастает дополнительными уточнениями и требованиями. 12 декабря вступили в силу поправки в закон «О защите прав потребителей». По словам заместителя руководителя управления по защите прав потребителей по РТ Светланы Загидулиной, все изменения направлены на усиление защиты прав и законных интересов потребителей. Сейчас расшифрованы те понятия, которым раньше не уделялось должного внимания».
Согласно новым правилам банк или кредитная организация обязаны предоставлять клиенту информацию о размере кредита, полной сумме подлежащей к выплате и графику его погашения. Раньше «эффективная» процентная ставка в договоре не указывалась, или была прописана мелким шрифтом. Проще говоря, доверчивых клиентов банковские специалисты могли вводить в заблуждение, например, широко разрекламированными «кредитами под ноль».
В последнее время защитой прав заемщика обеспокоились несколько ведомств – от контролирующего кредитные учреждения Центрального Банка до Роспотребнадзора. Кстати, недавно местным отделением последнего было предложено татарстанским банкам выработать единый кредитный типовой договор.
По мнению опрошенных банковских специалистов, требования к информации о кредите были изменены еще 1 июля этого года после введения директивы ЦБ. Вступающим сейчас требованиям наши банки уже полностью соответствуют.
Вторая часть поправок в закон связана с прояснением сроков возврата некачественного товара. При обнаружении недостатка потребитель вправе расторгнуть договор купли-продажи в течение 15 дней. По истечении указанного срока требование о расторжении договора удовлетворяется в следующих случаях: при обнаружении существенного недостатка, нарушении сроков устранения недостатков и невозможности использования товара в совокупности более чем 30 суток. Если раньше проблематичным было вернуть дорогостоящую технику без дополнительной экспертизы, то с введением новых норм таких проблем возникать не должно. Обмениваться должно все – включая даже автомобили. Или яхты. А сама экспертиза, в спорных случаях, по поводу причин возникновения недостатка товара должна быть проведена в течение 10 дней за счет продавца.
По словам аналитика ГК «Регион» Евгении Лисициной, сейчас появился реальный рычаг воздействия на недобросовестные банки и торговые организации. «К сожалению, еще остаются скрытые уловки, на которые могут попасться будущие заемщики, но разбираться с этим, скорее всего, должны банковские регуляторы. Кроме этого, на мой взгляд, стоит ожидать через несколько месяцев всплеск судебных исков с открывшимися нарушениями закона».