Количество банковских карт, осевших в кошельках населения, продолжает расти. Относительно недавно к «разномастному» пластику начали добавляться и кобрендинговые карты, которые уже набрали бешеную популярность у москвичей. И вот сейчас этот модный вид «платежек» начал свою экспансию и в регионы, в том числе и в Казань. Правда, введение такого вида услуг для своих клиентов местные банки уже пытались проводить.
Сначала немного о том, что это. Кобрендинговая (ко-брендовая) карта – совместный продукт, выпускаемый банком-эмитентом с небанковской и, как правило, коммерческой организацией (торговой сетью, авиакомпаниями, туристической компанией и т.д.). Внешняя примета – изображение двух логотипов. Цель выпуска такого вида – получение двойной выгоды для ее держателя: по стандартным банковским услугам и дополнительным бонусам партнера. Соответственно выгоду от нее получает и эмитент, и совместный участник. По типу они делятся на две группы: дисконтные и бонусные. В первом случае клиент получает скидку при оплате товаров в компании-партнере банка, во втором – бонусы за потраченную сумму, которые затем может «обналичить» в этой сети.
Отчасти прародителем кобрендинга стали дисконтные карты крупных торговых центров, в массовом масштабе появившиеся в конце 90-х. А первым удачным примером эффективного сотрудничества можно назвать совместные программы Сбербанка, «Русского стандарта» с Аэрофлотом. Но о выгодах и преимуществах услуг знают в основном люди, часто летающие на самолетах.
Другие проекты предлагают банки с иностранным капиталом, уже давно занимающиеся кобрендингом у себя на родине. Как сообщили в пресс-службе банка «Райффайзен», проект кобрендинга «Малина» – одновременно и платежное средство системы, и карта участника накопительной программы. Основой привлекательности и успешности акции является максимальное наполнение его различными услугами, бонусами, скидками, возможностями, которые могут заинтересовать клиента. В «Малине» задействованы «Рамстор», «Билайн», «Аптеки 36,6», рестораны «Росинтер ресторантс» («Il Патио», «Планета суши» и др.). Держателям кредиток «Малина» за совершенные в этих сетях покупки начисляются баллы, которые на определенном этапе накопления можно предъявить для покупки.
Становится модным делить аудиторию пользователей карт даже по гендерному признаку. «Альфа-Банк» совместно с журналом «Космополитен» планируют выпустить более 35 000 карт VISA, предназначенных специально для женщин. По пластику можно получить скидки на посещение ведущих салонов красоты, фитнес-центров, бутиков. Проект с осени этого года начинает активно выводиться в регионы.
Если взять республиканские банки, то кобрендинг, несмотря на кажущуюся новизну, существуют уже несколько лет, но обладает своими специфическими моментами. Тираж карт небольшой, и, как правило, проекты имеют ограниченный срок действия. Ныне местные банки стараются расширять такую услугу за счет совместных проектов с ведущими компаниями не только республики, но и страны.
По словам начальника отдела развития платежных систем банка «АК БАРС» Андрея Лыгина, сейчас банк занимается разработкой проекта совместно с «Татнефтепродуктом» для автоматизации расчетов при заправке бензином на АЗС: «Согласно данному проекту международные банковские карты, выпущенные «АК БАРС» банком, будут содержать бонусное приложение, размещенное на чипе карты. Такое приложение позволит распределять и учитывать накопленные бонусы, которые в дальнейшем будут использованы клиентами при приобретении топлива».
Стоит заметить, что для «Татнефтепродукта» это не первая подобная акция. Аналогичная уже была запущена с «Татфондбанком». По-видимому, сей маркетинговый ход приносит нефтеперерабатывающей компании определенную выгоду.
К другому виду татарстанского кобрендинга можно отнести совместные планы «АК БАРСа» с администрацией Казани. «Это проект по учету оплаты проезда в муниципальном пассажирском транспорте. Кобрендинговые карты такого проекта предназначены для широкого слоя населения города, использующего общественный транспорт в своей повседневной жизни. Казанцам будут предложены банковские карты международных платежных систем Visa International c транспортным приложением. Держатели карт смогут использовать их не только в качестве средств платежа и получения наличных денежных средств, но и для оплаты проезда в городских автобусах, троллейбусах, трамваях. Банком планируется реализовать схему кредитования держателей таких карт для оплаты проезда в пассажирском транспорте», – рассказывает Андрей Лыгин.
Банковские специалисты уверены, чтобы кобрендинг был эффективен и интересен как для банка, так и для компании-партнера, необходимо четко определить целевую аудиторию, а также максимально наполнить совместный продукт различными услугами, бонусами, скидками, которые были бы интересны клиентам. Кроме того, для проектов важен выбор партнера – это должна быть достаточно известная, стабильная компания, имеющая положительную репутацию. Игроки рынка делают выводы, что в будущем кобрендинговых проектов станет все больше, поскольку сотрудничество интересно и банку, и компании, и конечным потребителя совместного продукта.
Как считает аналитик ИК «Атон» Сергей Ветров, местным банкам для развития кобрендинговой системы не хватает как агрессивных маркетинговых ходов, так и самих партнеров. Основной проблемой является, что бренды не ярко выражены. Но сейчас начинает наблюдаться тенденция, когда крупная торговая федеральная сеть сама может выбрать себе партнера на местном уровне. Если говорить про развитие кобрендинга в целом, то такие карты будут носить все более специализированную и узкую направленность.