«Белым пятном» на рынке финансовых услуг пока остается факторинг. Само понятие «факторинг» ставит пока в недоумение не только простого обывателя, но и руководителей компаний и фирм, для которых он в первую очередь и предназначается.
За последние два года – эта финансовая операция стала особо популярна у столичных предпринимателей. Число компаний и банков, предоставляющих такую услугу в Москве, уже далеко перевалило за сотню. В регионах с этим пока все происходит скромнее, но темпы роста факторинга в провинции достаточно оптимистичны. В Татарстане о росте сделок по таким операциям, по итогам работы за девять месяцев, объявило большинство финансовых учреждений.
По оценке рейтингового агентства «Эксперт», объем рынка факторинга в России в 2007 году составляет около 20 миллиардов долларов. Рост рынка за этот год составил почти 100%. По мнению экспертов, к 2010 году объем российского рынка факторинга увеличится до 80 миллиардов долларов.
Сейчас услуги по факторингу предоставляют как банки, так и специализированные компании. Предлагаемые ими продукты могут быть совершено различны. Самое простое – это финансирование клиента под уступку прав денежного требования, что по своей сути является формой беззалогового кредитования по более высокой тарифной ставке. Другой, полный факторинг, позволяет клиенту передавать на аутсорсинг факторинговой компании управление дебиторской задолженностью, получив защиту от ряда рисков, в том числе кредитного, инфляционного, риска потери ликвидности.
По словам руководителя Волго-Вятского Дивизиона Банка «Национальная Факторинговая Компания» Валерия Бабушкина, одной из главных проблем российского рынка факторинга является отсутствие четкого понимания, что это такое, как у самих игроков рынка, так и у потенциальных потребителей. «Поскольку границы продуктов на рынке размыты, универсальные различия выявить непросто. Не все банки одинаковы, неправильно всех чесать под одну гребенку. То же самое можно сказать и про факторинговые компании. Клиенты зачастую понимают эту разницу только потом, из собственного опыта. С учетом того, что по статистике рынка более половины услуг по полному факторингу (full factoring, или факторинг без регресса к поставщику) оказывается независимыми факторами, можно сделать вывод, что лишь единичные представители банковского факторинга готовы предлагать комплексное факторинговое обслуживание», – считает специалист.
Начальник отдела факторинговых операций «Татфондбанка» Елена Шестакова, соглашаясь с мнением коллеги, добавляет, что некоторые банки под видом факторинга предоставляют только финансирование, забывая, что в факторинг вложен ряд других услуг, связанных с работой по дебиторской задолженности: «В нашем случае это и оценка риска, и административно-информационное управление дебиторской задолженностью клиента. Мы стараемся использовать все виды факторинга: классический вариант – это открытый и конфиденциальный факторинг с регрессом, реверсивный факторинг, факторинг без регресса. Для повышения отдачи от оборотного капитала за счет ускорения его оборачиваемости, возможности привлечения новых клиентов факторинг становится необходимым для малого и среднего бизнеса. Так, при факторинговом обслуживании поставщик может одновременно предоставить выгодные условия покупателю и, получив деньги сразу после отгрузки, вернуть их в оборот. Очевидно, что это позволит увеличивать обороты и общий темп развития бизнеса. Наш банк планирует продолжать активное развитие данной услуги по всей продуктовой линейке, в основном, за счет развития агентской сети и увеличения продаж через региональные точки».
Считается, что стоимость услуг банковского факторинга дешевле, но если речь идет о крупных клиентах с качественной и диверсифицированной дебиторской задолженностью, цены факторинговых компаний вполне конкурентны. А вот если товар поставляется единственному крупному покупателю (к примеру, государственной естественной монополии) на условиях полугодовой отсрочки, да еще и с лимитом в сотни миллионов рублей – тогда следует обсуждать эту сделку с банком.
Факторинг, по общим правилам международного факторинга (General Rules for International Factoring, GRIF), определяется как услуга по уступке дебиторской задолженности для получения финансирования или без такового с одной из следующих целей: управление и учет дебиторской задолженностью, сбор дебиторской задолженности и покрытие риска.
«На практике, большинство наших коллег, оперирующих на развитых рынках, в той или иной степени комбинируют первые два варианты. У нас пока выбора нет – на сегодняшний день глобальные кредитные страховщики только начинают присматриваться к нашему рынку, а их российские коллеги не могут предложить качественно проработанный продукт по приемлемой цене, в том числе по причине высокой стоимости перестраховки. Когда мы принимали стратегическое решение о приоритетном развитии продукта «Факторинг – Гарант», мы осознанно пошли по второму пути, невзирая на необходимость существенных инвестиций в подготовку персонала и технологии. Гордимся, что созданная нами система управления рисками, по выводам из ее целевого аудита, проведенного компанией PriceWaterhouseCoopers, признана полностью соответствующей лучшим мировым практикам факторинговой индустрии», – считает Валерий Бабушкин.
По мнению специалистов, существенными проблемами являются, во-первых, то, что уровень прозрачности ведения бизнеса зачастую оставляет желать лучшего, и, во-вторых, недостаточная информированность руководителей предприятий о том, что можно воспользоваться подобным инструментом для роста бизнеса. Поэтому основная задача в отношении продвижения услуг – донести до потребителя идею факторинга как инструмента развития компании и повышения стоимости собственности предпринимателей.
«Будущее рынка факторинга за специализированным факторинговыми компаниями вне зависимости от наличия или отсутствия банковской или какой-либо иной лицензии, – резюмирует Валерий Бабушкин, – в обозримом будущем на рынке останутся лишь те факторы, которые, кроме финансирования, готовы предоставить клиенту, во-первых, защиту от кредитных рисков, во-вторых, управление и сбор дебиторской задолженности, в-третьих, экспертизу дебиторов, и, в-четвертых, информационное обслуживание. И, на самом деле, любой крупный банк может активно работать на рынке факторинга посредством развития агентских отношений с факторинговой компанией. Лучше предложить своим клиентам профессиональный качественный продукт факторинговой компании, чем банковский суррогат».
Аналитик ИК «Финам» Алексей Васильев, считает, что рынок факторинга переходит на новую ступень в своем развитии. «Сейчас факторинговые компании, банки стараются как можно быстрее занять когда-то свободные ниши рынка. Связано это и с бешеной популярностью факторинга на Западе, и с укреплением российской экономики, и ростом компаний среднего звена. Предположительно, спросом будут пользоваться именно операции по полному факторингу», – делает выводы аналитик.