Авто Кешбэк для народных инспекторов. За фиксацию дорожных нарушений на смартфон заплатят из казны

Кешбэк для народных инспекторов. За фиксацию дорожных нарушений на смартфон заплатят из казны

Эксперимент по стимулированию народных инспекторов начинается в Татарстане

За фиксацию нарушений смартфонами будут платить. И неплохо, кстати

Источник:

Премьер-министр Татарстана Алексей Песошин утвердил правила вознаграждения пользователей приложения «Народный инспектор» за выявленные нарушения: в большинстве случае компенсации составляют 30-50% штрафа. Так, например, если владелец смартфона зафиксирует выезд на встречную полосу, «кешбэк» составит 1440 рублей, тогда как штраф по КоАП для самого нарушителя составит 5000 рублей.

Прейскурант для народных инспекторов

Татарстан наряду с Москвой был регионом, где проводили эксперимент по фиксации нарушения с помощью смартфонов. Приложение «Народный инспектор» работает в республике с 2014 года и, в отличие от столицы, позволяет фиксировать широкий перечень нарушений. Приложение доступно для скачивания в любом регионе России, но требует регистрации на портале государственных и муниципальных услуг РТ.

Приложение «Народный инспектор» снабжено понятными инструкциями и позволяет снять нарушение и сразу же отправить материалы в ГИБДД Татарстана

Источник:

Правительство Татарстана утвердило следующие вознаграждения для народных инспекторов:

  • выезд на встречную полосу или встречные трамвайные пути (часть 4 статьи 12.15 КоАП) — 1440 рублей;

  • непредоставление преимущества пешеходам (12.18 КоАП), а также использование телефона водителем без специальных устройств hands-free (12.36 КоАП) — 435 рублей;

  • проезд на запрещающий сигнал (часть 1 статьи 12.12 КоАП), а также езда без ремней безопасности или мотошлемов (12.6 КоАП) — 300 рублей;

  • заезд за стоп-линию (часть 2 статьи 12.12 КоАП) — 230 рублей;

  • выгрузка мусора из машины в неустановленном месте (часть 3(1) статьи 8.2 КоАП) — 1150 рублей.

Кстати, само приложение позволяет фиксировать еще ряд нарушений: незаконную езду по выделенным полосам, незаконный поворот налево, движение по разделительной полосе или обочине, наезд на препятствие, а также множество нарушений правил остановки и стоянки (на газоне, на месте для инвалидов, на тротуаре, под запрещающими знаками, на остановках и велосипедных полосах).

Согласно постановлению, выплата производится в безналичной форме в течение 40 дней со дня вступления в силу постановления.

А это вообще законно?

Идея использования смартфонов в качестве комплексов видеофиксации нарушений обсуждается в России много лет, и недавно по заказу правительства Москвы было разработано приложение «Народный инспектор», которое в будущем планируют использовать и в других регионах России. Но действующая редакция КоАП фактически исключает использование смартфонов в таком качестве.

Вернее, снятое на смартфон видео можно направить в ГИБДД, но поскольку устройство не является сертифицированным автоматическим комплексом, для него не действуют исключение, прописанное в статье 1.5 КоАП «Презумпция невиновности». То есть инспектор, получивший такой видеоролик, обязан установить все детали произошедшего и, главное, доказать виновность конкретного водителя. В случае с автоматическими комплексами по умолчанию виновником считается владелец автомобиля, но для нарушений, зафиксированных на смартфон, требуется большая работа по поиску владельца и установлению, он ли бы за рулем машины в момент совершения нарушения. На практике это слишком трудоемко, поэтому подобный подход до сих пор существует в серой зоне. Иногда инспекторы выписывают постановление, как если бы нарушение было зафиксировано автоматической камерой, но такие штрафы легко оспариваются.

Проживающий в Казани юрист Федерации автовладельцев России Владлен Копвиллем рассказал нам об опыте использования «Народного инспектора» в Татарстане:

— Сложно сказать что-то про эту систему, она где-то работает с года 2017-2018, и ко мне обращались с просьбой помочь оспорить штрафы. Я написал стандартную жалобу, и ее разместили тогда на сайте ФАР, и всё, больше ко мне не приставали. Такие постановления легко оспариваются. Суть в чем: кто-то что-то сфотографировал, отослал в ГИБДД, а ГИБДД вместо того, чтобы найти автовладельца и выписать ему протокол, а потом постановление и штраф, сразу выписывает постановление. Но КоАП допускает такое только в случае средств автоматической фиксации, а тут фотографируют черт знает чем: смартфонами, которые не зарегистрированы как технические средства. Поэтому всё легко отменяется. В Москве есть аналогичный «Помощник Москвы», всё то же самое.

Автоюрист Лев Воропаев говорит, что после первой волны активного использования смартфонов в режиме «Народный инспектор», суды, включая Верховный, оказались завалены жалобами автомобилистов на незаконность таких постановлений.

— Верховный суд отменял такие постановления тысячами, после того как в обзоре вышло разъяснение, что автоматические средства фотовидеофиксации не должны допускать вмешательство человека в процесс съемки, — указывает Лев Воропаев. — С 2019 года такая практика, насколько могу судить, практически прекратилась. В той же Москве популярной была фиксации автомобилей, запаркованных на газоне, а штраф для юрлиц достигает 300 тысяч рублей, поэтому нарушители массово шли и отменяли такие штрафы.

Но когда речь о более «дешевых» нарушениях, водители не всегда хотят оспаривать такие постановления, поэтому практика народного инспектирования отчасти продолжает существовать. На сайте правительства Республики Татарстан приводится статистика только до июня 2020 года: к этому моменту было подано 326 тысяч заявок от народных инспекторов, из которых рассмотрено 228 тысяч. Наиболее популярными нарушениями стали парковка на тротуаре и газоне, а также непропуск пешехода.

Заготовка на будущее

Идея народных инспекторов муссируется не первый год, например поправки в КоАП предлагали еще в 2016 году, а в 2019 году законопроект даже прошел первое чтение в Госдуме. Разработанное в этом году приложение «Народный инспектор» можно считать очередным шагом на этом пути, но для реализации идеи нужны поправки в КоАП и ряд других нормативов. В частности, требуется уравнять в правах смартфоны и регистраторы с автоматическими комплексами видеофиксации. Многие считают, что это противоречит здравому смыслу. Например, автоэксперт Юрий Панченко отмечает метрологические проблемы такого подхода: автоматические комплексы имеют известные погрешности измерения, но для смартфонов они не установлены.

— Точность геопозиционирования будет зависеть от состояния и характеристик конкретного устройства, и нормировать этот вопрос вряд ли возможно, — считает Юрий Панченко.

Принцип «очевидности нарушений» также не является абсолютным, и в некоторых случаях определить точную статью КоАП будет проблематично.

—  Например, газон может быть в пределах дороги (разделительная полоса), в пределах автомобильной дороги (полоса озеленения, бульвар, сквер) и на объектах благоустройства (газон возле дома), — говорит Юрий Панченко. — Смартфон различить эти объекты не в состоянии. Само по себе участие человека в идентификации места съемки исключает автоматический режим.

Руководитель юридической компании «Форлекс» Николай Попов скептически относится и к идее вознаграждать авторов видео:

—  Это плохая тенденция, потому что люди будут просто выискивать нарушителей, — убежден он. — И если это реальные нарушители, то ладно, но весь вопрос в том, как будет работать этот функционал? Какова вероятность ошибок, неточность?

Отдельно он отмечает проблему конфликтности между водителями и авторами видео:

— Будет создаваться депрессивная ситуация, особенно между водителями и пешеходами, которые, наверное, и будут чаще фиксировать нарушения, — предполагает юрист. —  Нужно, чтобы сначала всё было проработано и служило обществу, а пока это больше похоже на инструмент закошмаривания водителей.

Поддерживаете ли вы идею о вознаграждении для «Народных инспекторов»?

Да
Нет, платить — это лишнее
Не поддерживаю «Народный инспектор» в целом

С 1 сентября в России начали отключать камеры из-за нового регламента их установки. Помимо передвижных камер в Челябинске появятся и мобильные, то есть установленные на автомобили. Но их не нужно путать с любительскими камерами на смартфонах. Обсуждалась также идея установки камер на автобусы для фиксации езды по выделенным полосам.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Сил их терпеть нет даже у меня». Правдивый рассказ хозяйки трех шотландских кошек — их заводят за милую внешность
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления