Опытный водитель помнит значения сигналов светофора, но правила помельче стираются из его памяти очень быстро. В нашем разделе «ПДД для бывалых» мы сосредоточимся на часто забываемых пунктах, нарушение которых бывает крайне неприятно и опасно. Если же вы уверены в себе, можете сразу начинать с небольшого теста в конце статьи.
В России с разметкой беда, а зимой на эту беду ложится толстый слой снега или слякоти, который весной сходит вместе с разметкой. Что интересно, ПДД не относят эту ситуацию к форс-мажорам и считают, что водители могут ездить и без разметки.
Так, пункт 9.1 ПДД предписывает водителям развивать глазомер. Ниже дана его точная формулировка, но если вкратце, то встречную сторону дороги и количество полос нужно определять самостоятельно, то есть на глазок.
ПДД, пункт 9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части.
У принципа «на глазок» есть неприятные следствия. Например, выезд на встречную полосу запрещён на двухсторонних дорогах с четырьмя и более полосами. Если разметку видно, посчитать полосы сможет и ребёнок (тем более в центре будет двойная сплошная). А если нет? Тогда пункт 9.1 предлагает нам полагаться на собственные оценки и не избавляет от ответственности, если они разошлись с реальностью.
Проблема здесь не только в точности глазомера, но и в свободных стандартах на ширину полос. Например, на крупных магистралях она составляет 3,5–3,75 метра, но в отдельных случаях может уменьшаться до 3 метров. Правило здесь простое: если идущую в правом ряду машину можно опередить без выезда на встречку, лучше на неё и не выезжать.
В России, где, помимо асфальтовых дорог, полно грунтовых (в том числе в новых микрорайонах), не нужно забывать, что дороги без покрытия по умолчанию считаются второстепенными относительно асфальтовых (пункт 1.2 ПДД). А когда все дороги под снегом? Правила учли и это: пункт 13.13 обязывает водителя считать, что он находится на второстепенной дороге, если тип покрытия определить невозможно, а знаков приоритета нет. Спорные аварии такого рода случаются.
Другой проблемой является езда по заснеженным дорогам, где о наличии разметки знают местные водители, но не знают приезжие. Если конфигурация полос сложна, это порождает конфликты. Бывает, у дороги четыре полосы, но при невидимой разметке бок о бок входят 6–8 машин, потому что стандартные полосы в России довольно широкие. И когда начинается сужение дороги, возникает повод для драк, потому что неясно, кто именно и почему должен уступать.
Разбор подобных аварий всегда запутан и зависит от конкретных обстоятельств. Видно ли разметку хотя бы фрагментами? Кто из водителей не соблюдал боковой интервал? Кто двигался, а кто стоял? У кого была помеха справа? Лучший совет на этот случай — уступи, даже если прав. Дай дорогу дураку.
С развитием камер фото- и видеофиксации отдельной проблемой стала невидимая стоп-линия. Формально её должен дублировать знак «Стоп-линия», расположенный с ней вровень. Если его нет и разметки действительно не видно, появляется повод отменить постановление. К сожалению, бывают пограничные ситуации, когда разметку видно плохо, а знак закрыт, например автобусом. Отчасти помогает вот что: стоп-линию (разметку 1.12) рисуют не более чем за 5 метров от светофоров на стойке и не более чем за 20 метров от подвесных (ГОСТ Р 52289–2004) — выдерживайте эти расстояния, если подозреваете, что на перекрёстке может быть стоп-линия.
И последнее: помимо ситуаций, когда разметку не видно совсем, бывает, её видно очень плохо. Из-за руля она почти неразличима, но на обработанных фотографиях, которые изучит суд, она вполне может проявиться. Подобные случаи часто трактуют против водителей, поэтому имейте в виду: если разметку видно хотя бы фрагментами, лучше её учитывать.
А чтобы было веселее, предлагаем пройти небольшой тест.
- Да, потому что двойной сплошной не видно
- Да, если не было знака
- Нет, потому что у дороги более четырех полос
- Не менее чем за 20 метров до светофора
- Не менее чем за 5 метров до светофора
- Не менее чем за 5 метров до края проезжей части
- Да
- Да, если это безопасно
- Нет, заснеженная часть всегда считается обочиной
Артём Краснов