Ценитель нанотехнологий Анатолий Чубайс не без помпы представил публике новый тип транспортного средства — смартджет, производство которого освоила компания с российскими корнями UJET. Чем смартджет отличается от «Ё-мобиля», разбирался наш сайт.
Что такое смартджет
Это разновидность электроскутера с мотором мощностью 4 кВт, массой около 40 кг и пробегом на зарядке до 150 км.
Создатели упирают на два главных плюса. Во-первых, UJET можно сложить и катить за собой наподобие чемодана, аккумулятор же и вовсе съемный: так его можно подзарядить, а заодно снизить риск кражи скутера. Во-вторых, по заявкам производителя, он является наиболее экономичным транспортом из когда-либо изобретенных и по удельным затратам энергии на перемещение одного пассажира превосходит и автобусы, и метро, и даже велосипеды.
Несмотря на российские корни, аппарат создавала интернациональная команда: идеи — российские, инжиниринг — немецкий, дизайн — итальянский, маркетинг — французский.
Эхо «Ё-мобиля»
Читая о смартджете UJET, невозможно избавиться от ассоциаций с «Ё-мобилем», который тоже щеголял забористым брендом и озадачивал щедростью «предвыборных обещаний».
У истоков проекта UJET стоит компания OCSiAl (входит в портфель Роснано), специализация которой — производство углеродных нанотрубок. Нанотрубки — один из самых прочных материлов, который в чистом виде превосходит по удельной прочности сталь примерно в 20 раз. Нитями, сплетенными из таких трубок, армируют пластиковые компоненты.
Проект UJET зародился в качестве витрины достижений «нанотрубщиков»: отдельные части UJET сделаны из полипропилена, армированного углеродными трубками. Применяется материал и в других компонентах смартджета, например, в шинах, а со временем — и в аккумуляторах.
Вместо классической для скутеров подвески UJET использует резинометаллические торсионы, электромоторы встроены в ободы бесспицевых колес, а сиденье и аккумулятор являются единой съемной деталью, выполненной в виде чемодана с ручкой.
Пробег на одной зарядке заявлен на уровне 70—150 км в зависимости от батареи, что позволяет дистанцировать UJET от более легких электровелосипедов, которые обычно проезжают на зарядке до 30-50 км.
Для идентификации владельца используется смартфон, в сам скутер интегрированы все телекоммуникационные платформы, плюс ко всему — голосовое управление.
Так ли нов UJET
Если закрыть глаза на технический креатив, жизнеспособность которого пока не подтверждена, UJET является промежуточным вариантом между электроскутерами и электровелосипедами.
Тема отнюдь не нова, и, например, в Китае поголовье электробайков превышает 200 млн единиц. Зачастую они легче, чем UJET, что облегчает переноску, поэтому сам по себе акцент на низкую массу нельзя считать безапелляционным достоинством.
Создатели UJET делают упор на сочетание плюсов электровелосипеда и скутера. Но оправданность таких заявлений будет понятна после реальных тестов, которые подтвердят пробег в 100+ км на одной зарядке и значительно лучшую динамику, чем у электровелосипеда.
При этом необходимость в столь долгих пробегах для скутера не вполне очевидна: 30 километров, что способен проехать на электротяге велосипед или гироскутер, вполне достаточны для ежедневных разъездов. Ехать же в соседний город на UJET решится не каждый.
Перспектива есть
И все же UJET не безнадежен, потому что рынок для таких аппаратов существует: взять хотя бы Юго-Восточную Азию и Европу, которая одержима грезами о «зеленых» видах транспорта. Продажи UJET начнутся в европейских странах от Монако до Германии, затем на очереди Азия, о перспективах в России пока не сообщается. Критиковать UJET за непригодность к зимней эксплуатации нельзя — он для нее не предназначен. Но даже в Европе, не говоря о Китае и Таиланде, на таких аппаратах ездят по 9 месяцев в году.
Если создатели подтвердят заявленные показатели, смартджет станет удачным компромиссом между более громоздкими электроскутерами и небыстрыми электровелосипедами.
Спрос на подобный транспорт могут усилить «зеленые» европолитики, под давлением которых несколько стран Европы (Германия, Норвегия, Дания, Британия) уже поклялись отказаться от классических машин с ДВС к 2030–2040 годам. В целом смартджет выглядит удачным форматом для одного из видов транспорта будущего.
И не забудем основную цель проекта: продемонстрировать плюсы материалов на основе углеродных нанотрубок.
Смартджет или ё-джет?
Одного технохайпа недостаточно: многое зависит от цены изделия, а она вызывает икоту — от 7900 до 8500 евро! Это больше, чем в Европе просят за базовый Renault Sandero, не говоря о более очевидных конкурентах, вроде гироскутеров и классических мопедов.
Неудивительно: технический креатив плохо влияет на себестоимость из-за невозможности использовать массовые компоненты. Армированные углеродом пластики пока слишком дороги для массового производства, поэтому в автопроме используются преимущественно в автоспорте, в ограниченных объемах — для производства премиальных автомобилей, например, BMW 7.
Иллюзий нет: продукт сразу позиционируется, как премиальный, и успех продаж будет зависеть оттого, станет ли он элементом лайфстайла, как те же айфоны, на которые любят равняться создатели смартджета.
Годовой объем выпуска - 32 тысяч смартджетов. Вроде бы в одном только Китае продается по 10 млн подобных аппаратов в год, но цена сразу отсекает рынки, вроде китайского.
Есть и вопросы к технической части, например, масса наиболее емкой батареи — 17 кг, то есть больше, чем у автомобильного аккумулятора. Много ли найдется желающих переть на себе 17 кг для регулярной подзарядки? Впрочем, развитие электрозаправок в Европе может нивелировать эту проблему.
Тем не менее пожелаем проекту удачи, если не в коммерческом плане, то хотя бы в научно-прикладном: отточив технологию массового производства деталей, армированных нанотрубками, можно найти им массу применений и помимо складных мопедов.
Верите ли вы в проект UJET?
Артём Краснов
Фото: UJET