На прошлой неделе в СМИ была озвучена новая инициатива первого заместителя председателя Правительства РФ Игоря Шувалова: МВД поручено представить предложения, предусматривающие установление приоритета проезда перекрестка с круговым движением.
Подразумевается, что круговые движения станут всегда главной дорогой. Кто будет двигаться по кругу, будет иметь преимущество перед теми, кто въезжает на круг. Оправданием такому шагу служит пространная фраза: так сделано в Европе. Мол, наши люди разъезжают по заграницам на автомобиле и надо приучать людей ездить по нашим дорогам по-европейски, чтобы они там себя не чувствовали неуютно.
Для начала вспомним, что в 2010 году Правительство РФ внесло поправки в ПДД, где поменяло определение обгона. С тех пор обгоном считается опережение, связанное с выездом на встречную полосу, а не с выездом из занимаемой полосы. Правило уникальное для России. Во всех странах, подписавших Конвенцию о дорожном движении, обгон связан с выездом из занимаемой полосы. 7 лет Европа обгоняет по своим правилам, Россия – по своим. И ничего, живем…
Кстати, в Конвенции о приоритете движения по кольцу не сказано ничего.
По всей видимости, для Шувалова создание перекрестков с круговым движением выглядит следующим образом. Проснулся утром инженер, проектирующий дорогу, попил кофейку, поковырялся в носу и решил: а давай-ка я на новой дороге в чистом поле запроектирую круговое движение. А что? Красиво! Будут люди из космоса смотреть, увидят круговое движение в чистом поле и удивятся: какой ровный красивый круг! Чушь, конечно.
Любой шаг проектировщиков дорог давно зарегламентирован. Существует такой документ и для круговых движений. Называется он «Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог», утвержден Министерством автомобильных дорог РСФСР 04.10.1979 г. Дата пусть вас не смущает. На сегодня 43% действующих ГОСТов разработаны в советские времена.
В «Методических указаниях» приведены расчеты для круговых движений различных конфигураций. Тут вам перекрестки с большим и малым центральными островками. Здесь и перекрестки со сложными центральными островками: с полосами для левого поворота в центральном островке и с двойным центральным островком. Приведены схемы и зарубежных кольцевых пересечений.
В документе даны расчеты, когда следует создавать круговые движения, когда наступает пора их сносить. Там же есть указания и по обеспечению безопасного проезда.
Казалось бы, Игорь Иванович, возьмите документ сорокалетней давности и дайте команду адаптировать его к современным условиям, а не поступайте как почтальон Печкин – не предлагайте ставить опыты над водителями. А потом дайте команду привести перекрестки с круговым движением в соответствие с новым нормативным документом. Все в ваших руках.
Для примера возьмем круговое движение, когда главная дорога не совпадает с кругом.
При въезде на круг водитель выполняет правый поворот и обязан двигаться по возможности правее, то есть смещается к правому бордюру. Если в правой полосе на круге стоит аварийный автомобиль, то водитель его объезжает, но после объезда обязан вновь перестроиться в правую полосу – к правому бордюру, так как выезд с кругового движения – тоже правый поворот, и водитель обязан перед съездом занять крайнее правое положение. Поворачивать при съезде разрешается опять же в правую полосу. Единственно возможная траектория проезда кругового движения при неинтенсивном движении показана на рисунке.
Не согласных по проезду перекрестка по такой траектории прошу открыть билет 23 вопрос 8 и билет 31 вопрос 8. Вы все изучали в автошколе, только немного подзабыли.
А теперь уберем знак «Круговое движение». Тогда главная дорога просто огибает центральный островок. Водитель не выполняет никакие маневры правого поворота ни при въезде на перекресток, ни при выезде. Он просто движется в своей полосе.
Увидели, насколько упростилось движение, когда знака «Круговое движение» нет? По этой причине знаки «Круговое движение», если главная дорога не совпадает с кругом, проще снять – повысим безопасность. Кстати, не знаю, как в других городах, а в Челябинске так и поступили. И такие перекрестки к предложению И. Шувалова не имеют никакого отношения.
В новом нормативном документе при организации движения на подобном перекрестке нужно заранее указать, что знак «Круговое движение» здесь не нужен.
Вообще у Игоря Ивановича очень странное отношение к ПДД. То он настаивает на принятии термина «опасное вождение», с которым, толком никто не знает, что делать дальше, то предлагает мотоциклистам ездить между рядами, хотя в Европе так не делают.
Если очень хочется оставить свой след в ПДД, вы только скажите, я вам с десяток поправок в ПДД предложу, насущных, злободневных. Например, запрет движения по встречной полосе левее сплошной даже без ее пересечения, когда водители при обгоне по перекрестку выезжают на встречку через прерывистую и возвращаются через прерывистую, а собственно опережение производят левее сплошной. Верховный суд такой запрет де-факто признал, а в ПДД – ни слова. Другой пример, приведение в соответствие «Технического регламента» и «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации» – поправки в принципе разработаны, но пылятся под сукном не один год. И т.д. и т.п.
Не нужно искать черную кошку в темной комнате, тем более когда ее там нет.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель–инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
Фото: Фото автора