Как работает ЭРА-ГЛОНАСС
Пусть с виду это всего кнопка, внутри модуля ЭРА-ГЛОНАСС находится акселерометр (для измерения ударных перегрузок), спутниковая антенна, GSM-модуль с 3G-модемом, динамик, микрофон, дополнительный аккумулятор и, естественно, небольшой компьютер.
В случае нештатной ситуации есть два способа послать сигнал бедствия. Первый — нажав кнопку SOS, которая у того же Murano закрыта крышечкой (в отличие от Lada Vesta, где нажать кнопку можно случайно).
Устройство поймает сигнал любого оператора в регионе и свяжет напрямую с колл-центром, а тот, в случае необходимости, передаст сигнал адресату, будь то скорая помощь, полиция или МЧС. Естественно, ЭРА-ГЛОНАСС заточена на оповещение о серьезных авариях, и досадные мелочи, вроде «кончины» топлива или спущенного колеса ее, не касаются. Но в будущем может появиться и опция вызова «мужа на час», правда, уже за доплату.
Второй способ оповещения — автоматический, когда сработал либо штатный акселерометр системы, либо подушки безопасности автомобиля. В этом случае сигнал уйдет операторам по умолчанию, и те запросят голосовую информацию о количестве и состоянии пострадавших, а при отсутствии ответа передадут весть службам спасения.
ЭРА-ГЛОНАСС удобна по двум причинам. С одной стороны, в критической ситуации она позволяет не ломать голову вопросом, как вызвать скорую с сотового телефона (чаще всего это номер 112, но в панике можно и не вспомнить). При этом вас соединят со специализированным колл-центром, который занимается ДТП, а не всем сразу, включая спасение зависших на деревьях кошек. Второй плюс — это автоматическая передача данных об автомобиле (VIN, тип) и точных координат аварии, что в случае с междугородними трассами является большим подспорьем для спасателей.
При отсутствии сигнала устройство сделает несколько попыток связаться с колл-центром. За счет аккумулятора примерно час оно может функционировать при вышедшей из строя бортовой сети.
Наконец, посланный устройством сигнал можно запротоколировать, и если пострадавший погиб вследствие долгого прибытия помощи (на это есть нормативы), этот аргумент можно подтвердить в суде.
Почему напряглись производители
BMW уже заявила о прекращении в 2017 году поставок некоторых моделей и модификаций из-за обязательности ЭРА-ГЛОНАСС, правда, речь о нишевых для России вариантах, вроде купе, кабриолетов и минивэнов. Тем не менее BMW вряд ли будет единственной компанией, которая критически оценит свой модельный ряд.
Само по себе устройство ЭРА-ГЛОНАСС стоит порядка 7–15 тысяч рублей, однако для малотиражных моделей львиную долю увеличения цены спровоцируют расходы на сертификацию.
Получать документы нужно как на радиоэлектронику ЭРА-ГЛОНАСС, так и на сам автомобиль, причем проведя два краш-теста (фронтальный и боковой) в России. Другими словами, распространенная практика использования европейских «крэшей» не поможет — бить нужно заново. Значит, окупать ЭРУ будут только российские продажи моделей, а они пока ниже ожиданий. К слову, подобных систем пока нет нигде в мире, и даже в продвинутой Европе аналог ЭРА-ГЛОНАСС заработает лишь через два года.
BMW оценила разработку системы в 250 тысяч евро из расчета на одну модель, что может быть оправдано для массовых автомобилей, но не штучных.
Производители, заточенные на нишевые и мелкосерийные модели, обращались к властям с просьбой сделать поблажки или отсрочить внедрение системы, но получили отказ.
Собственно, если автомобиль имеет одобрение типа, то до истечения срока действия модель можно продавать в России. Но если одобрение закончилось, с 2017 года наличие ЭРА-ГЛОНАСС и всех сертификатов становится обязательным. BMW планирует завезти в Россию энное количество «безглонассовых» моделей, чтобы продавать уже в 2017 году, что будет в 2018 году — неизвестно.
Скорее всего, ряд компаний в самом деле откажется от поставок некоторых специфических моделей, а оставшиеся попросту подорожают, и чем меньше тиражность — тем больше будет наценка.
Впрочем, большинство массовых производителей приняли новые правила смиренно и внедряют систему ЭРА-ГЛОНАСС на своих машинах: ожидается, что в их случае увеличение цены составит порядка 15–20 тысяч рублей.
Риски ЭРА-ГЛОНАСС
Поможет ли ЭРА снизить смертность? В теории — да, потому что большая часть пострадавших в ДТП гибнет из-за позднего или некачественного оказания первой медицинской помощи. Иногда долгое ожидание не приводит к смерти, но существенно усугубляет последствия. Правило золотого часа гласит, что медики должны быть на месте не позднее указанного срока.
Однако насколько срок ожидания определяется трудностями с вызовом подмоги, а насколько — неумением других водителей оказывать первую медицинскую помощь и долгим сроком прибытия специалистов?
Скорее всего, эффективность ЭРА-ГЛОНАСС будет зависеть от типа ДТП. Например, столкновения в городе, как правило, провоцируют несколько звонков в службы спасения, да и с локализацией места событий проблем меньше.
Другое дело на трассах, особенно в малонаселенных местах или в ночное время. Здесь ЭРА-ГЛОНАСС в самом деле может быть большим подспорьем, тем более сотовые телефоны при аварии могут разлететься по салону и сломаться (смартфоны в этом смысле вообще уязвимы — разбил экран и готово). Собственно, для того и нужны краш-тесты автомобилей с ЭРА-ГЛОНАСС, чтобы убедиться — система выживет в аварии (правда, речь о столкновениях на умеренных скоростях, которые ближе к городским).
Остаются вопросы надежности канала связи. Скажем, ткнув в кнопку SOS у Nissan Murano, можно пообщаться с оператором, обязательно при этом извинившись и указав, что речь лишь о проверке работоспособности системы. Но пока машин с ЭРА-ГЛОНАСС немного, а в будущем очень важно, чтобы количество операторов росло пропорционально количеству машин.
Надежной ли будет электроника? Производят устройства ЭРА-ГЛОНАСС десятки российских и зарубежных фирм, и сертификация вроде бы исключает откровенное фуфло, однако как оно на самом деле — покажет лишь практика.
Опять же, хотя ЭРА-ГЛОНАСС очень либеральна в смысле типа связи (использует любого оператора), в России все еще есть места вне зоны доступа, в том числе на федеральных трассах, не говоря уже о проселках и прочем. Кстати, ЭРА-ГЛОНАСС работает и с GPS-сигналом, а не только ГЛОНАСС, но передачу данных осуществляет через модуль сотовой связи.
Впрочем, обратного пути нет, решения приняты, и с 2017 года все чаще и чаще мы будем отмечать наличие ЭРА-ГЛОНАСС в базовой комплектации новинок. Реальную эффективность стоит оценивать лет через 5–10 после внедрения, поскольку в ближайшие годы доля машин с ЭРА-ГЛОНАСС в 50-миллионном парке российских автомобилей будет ничтожна.
Артём Краснов
Фото: Фото Nissan