2016 год начался с дежавю. Большинство автомобильных компаний поспешило увеличить ценники вслед за подскочившим курсом доллара. Наш собственный мониторинг 17 популярных моделей показал, что если год назад их средняя стоимость составляла 694 тысячи рублей, то теперь поднялась до 821 тысячи, или на 18% (подробности в таблице). Вопрос витает в воздухе: кто же будут те счастливцы, что позволят себе новый автомобиль в 2016?
Путеводный доллар
Курс доллара окопался у подножий 80-рублевой отметки, евро давно ее перевалил. Нефть тем временем готовится пробить психологический барьер в 25 долларов за баррель. Повышение цен в таких условиях было ожидаемым.
И дело не только в обновлении курсов валют. В 2015 году многие компании повышали цены сдержанно, стремясь не растерять долю рынка и сохранить объем производства. Их подпитывала надежда, что конъюнктура еще может измениться к лучшему. Это дало возможность установить цены на ряд моделей на уровне ниже рыночных, то есть тех, которые бы обеспечивали долгосрочную прибыльность бизнеса. Проще говоря, цены выросли меньше, чем стоимость долларовых компонентов в автомобилях (а такие компоненты сегодня есть даже в «Ладах»).
Однако период «временных» цен подходит к концу, и у компаний все меньше резервов по их сдерживанию. Renault Duster (правда, пережив рестайлинг) за последние полгода подорожал почти на 100 тысяч рублей, на столько же с начала года прибавил в цене Solaris. Самая дешевая модель на российском рынке – «пустая» Lada Granta – стоит сегодня около 350 тысяч рублей.
За новогодние праздники цены увеличили 17 компаний, и нет сомнений, что их примеру в ближайшие недели последует большинство. Так, Ford обновил прайс-листы с 15 января, когда стоимость базового Focus выросла с 745 до 789 тысяч рублей.
По данным агентства «Автостат», средняя цена продаваемой отечественной машины сегодня достигла 500 тысяч рублей. Иномарка гольф-класса в умеренной комплектации стоит порядка 1 млн рублей, кроссоверы в ходовых версиях – более 1 млн рублей, седаны D/E-класса – от 1,2 млн рублей. «Естественных» возможностей большинства россиян сегодня хватит разве что для покупки отечественного автомобиля, вроде Lada Granta.
Импортируемые модели, на которых курсовые колебания сказывают сильнее, нередко попадают в аномальную зону: так, например, Volkswagen Golf 1,6 (110 л.с.) с механической коробкой передач стоит сегодня минимум 1,197 млн рублей – лишь чуть меньше, чем близкая по оснащенности SKODA Superb!
Еще одним поводом для подорожания автомобилей стал возросший в 2016 году утилизационный сбор, базовая ставка которого увеличена на 65%. Автомобили с популярным в России объемом мотора до 2 л подорожают на 17 тысяч рублей, а общая величина утилизационного сбора для них составит 44 тысячи.
Есть ли смысл спешить с покупкой?
С января по март дилеры будут традиционно распродавать автомобили прошлого (и даже позапрошлого) года выпуска, однако в этом году стоки не так велики: планы продаж были достаточно консервативны, плюс многие заводы встали на паузу в ноябре-декабре 2015 года.
Ряд компаний предлагает прошлогодние автомобили по декабрьским прайсам. Например, Renault Logan 1,6 (102 л.с.) 2015 года выпуска в комплектации Confort с кондиционером, аудиосистемой и механической коробкой стоит 581 тысячу (на 25 тысяч дешевле нового). Ford Focus 1,6 SYNC Edition из наличия стоит 884 тысячи – экономия в 49 тысяч. Nissan распродает остатки седана Sentra с дисконтом в 100 тысяч рублей, правда, если клиент выберет автомобиль с механической коробкой передач. Скидки на «вариаторные» версии меньше, но тоже есть.
Большинство производителей предлагает краткосрочные программы скидок и подарков при покупке машин из наличия, например, SKODA заявляет о скидках до 220 тысяч рублей на модель Yeti, а Toyota предлагает январскую выгоду на Camry в размере до 100 тысяч рублей.
Впрочем, подобные скидки, подаваемые как «только до конца месяца», действовали регулярно почти весь прошедший год, а изучение рекламных «заманух», как правило, не дает полной картины.
Типичные подводные камни: машин по заявленным в рекламе ценам нет в наличии, большие скидки предлагаются лишь на дорогие и неликвидные комплектации, для получения скидки необходимо выполнить ряд условий (например, утилизировать старый автомобиль или воспользоваться кредитом) и так далее.
Это не означает, что скидки являются профанацией. Однако лучший способ узнать истинные цены на авто – обратиться напрямую к дилерам интересующих вас марок и узнать цены на конкретные модели в данную минуту. Публикуемые в Интернете прайс-листы зачастую являются лишь отправной точкой в формировании стоимости.
В ближайшие месяцы цены на автомобили 2015 года, скорее всего, останутся стабильными, однако по мере заполнения рынка автомобилями 2016 года выпуска вырастут почти наверняка.
Коллапс не случился, но ожидается
Прошлый год стал самым сложным с кризисного 2009-го для авторынка, и тем не менее он не сжался до критических величин. По данным Ассоциации Европейского бизнеса, в 2015 году было продано на 35,7% меньше автомобилей, чем год назад, и подавляющее большинство компаний ушло в минус (исключение – пара премиум-марок и "миноритариев"). Тем не менее реализовано 1,6 млн автомобилей, что позволило сохранить костяк российского автопрома и дилерских сетей.
Тем не менее цифры не вполне отражают истинную картину происходящего. В 2015 году рынку помогали государственные программы (утилизация, трейд-ин, льготное кредитование, субсидирование производителей), продление которых будет во многом зависеть от возможностей российского бюджета, стремительно падающих с ценами на нефть. Кроме того, статистика включает и автомобили, отгруженные дилерам, распродавать которые будут уже в 2016 году.
Несмотря на кризис, правительство выделило 20 млрд рублей для поддержки внутреннего спроса. Деньги будут потрачены на программу утилизации, трейд-ин, льготный лизинг и автокредиты.
Падает и покупательская способность населения, а главное, сокращается количество людей, готовых тратиться на автомобиль – большинство тех, кто остро нуждался в смене машины, постарались оформить сделку на заре ценовой лихорадки.
«Конец 2015 года еще оставлял какие-то надежды на различные сценарии развития ситуации на авторынке. Но первые рабочие дни (не в России, а в мире) показывают, что развитие событий, скорее всего, пойдет по худшему для нашей страны варианту, – считает директор агентства «Автостат» Сергей Целиков. – Наиболее вероятным прогнозом на 2016 год я сейчас вижу объем рынка новых автомобилей в 1,1-1,3 млн штук. То есть падение на 15-25% относительно 2015 года. И это будет минимальный уровень за последние 15 лет».
При этом в 2008 и 2012 году в России продавалось почти 2,8 млн автомобилей.
Но дело не только в недостижимости былых рекордов. Падение объема рынка до величины 1 млн автомобилей означает загрузку мощностей российских автосборочных предприятий (в том числе иностранных) на уровне 30% и менее, который считается критическим и может поставить вопрос о рентабельности такого бизнеса.
Автопром встает на якорь
Тревожные симптомы появились уже в прошлом году, когда автосборочные предприятия ушли на досрочные каникулы: в их числе калужские заводы Volkswagen и PSA (выпускает Peugeot, Citroen, Mitsubishi) и всеволожский Ford. Остановлен выпуск Nissan Tiida в Ижевске и Mitsubishi Pajero Sport в Калуге. АВТОВАЗ и Peugeot объявили о переводе производства на четырхдневную рабочую неделю с февраля 2016 года, Ford рассматривает возможность сокращения персонала, несколько заводов продлили январские каникулы до середины месяца.
Если падение спроса на автомобили продолжится, ряд компаний может рассмотреть вопрос о замораживании производства или сворачивании деятельности в России. По мнению Сергея Целикова, из крупных автосборщиков в зоне риска находится Ford, который так и не сумел предложить новый бестселлер вместо подорожавшего «Фокуса», а из прочих компаний в сложном положении находятся Peugeot, Citroen, Mitsubishi, Suzuki, Subaru, Jeep, Chrysler, SsangYong, Mazda, Honda и Volvo: большинство из них в 2015 году потеряли свыше половины объема продаж.
Но если компании, не имеющие в России производства, могут уйти почти безболезненно и в неявной манере (как Honda, готовящаяся остановить поставки автомобилей в Россию), то потеря крупных автосборщиков не выгодна прежде всего экономике России. Огромные инвестиции, новые заводы, растущая степень локализации – у нашей страны была перспектива трансформации если не в лидера мирового автопрома, то в крупный производственный центр. Однако кризис случился раньше, чем зародившийся «новый автопром» достиг самодостаточности. Зависимость от импортных компонентов, оборудования и технологий не позволяет ему игнорировать внешнюю конъюнктуру, что загоняет российский автопром в ситуацию, когда усилия последних лет могут пропасть даром.
Выживет хитрейший
Впрочем, спрос на автомобили сохраняется все равно, и компании начинают адаптироваться к новым условиям. Рецептов несколько.
Многие проводят «зачистку» модельных рядов, перенося акцент с нишевых или малопопулярных моделей на более востребованные. Так, Toyota отказалась от поставок в Россию кроссовера Venza, хетча Auris и минивэна Verso, решив сосредоточиться на модели Camry, а также кроссоверах и внедорожниках – традиционном козыре марки. По этой же причине Nissan отдал место седана Teana на питерском заводе в пользу популярного Qashqai: «Теана» так и не смогла потревожить монополию Camry в сегменте, а с выходом нового Passat и Superb шансы на попадание в лидеры сократились еще сильнее. Локализованный Qashqai имеет лучшие антикризисные перспективы.
Вторая тенденция – увеличение локализации производства. Так, Toyota созрела для сборки на питерском заводе второй модели, популярного кроссовера RAV4. Завод Hyundai готовится уже в январе наладить выпуск третьей модели, компактного кроссовера Creta (ix25). Осенью две марки – Ford и Volkswagen – перешли на двигатели российского производства, а альянс Renault–Nissan сделал это еще в начале 2015 года. Кроме того, рассматривается возможность установки автовазовского мотора 1,8 на ряд иностранных моделей альянса.
Интересный прецедент создал Hyundai, начав поставки автомобилей в дальнее зарубежье. И если в общегодовом балансе экспорт пока не сыграл значительной роли, то по итогам ноября 2015 года в Ливан и Египет было отгружено 600 автомобилей, что составило четверть от объема производства «Солярисов» под Питером.
Правительство планирует поддержать производителей, отгружающих автомобили на экспорт. В частности, глава Минпромторга Денис Мантуров заявил газете «Коммерсант», что 1 млрд предлагается выделить на адаптацию моделей для целевых рынков, а еще 5,3 млрд – на покрытие логистических расходов внутри страны.
Представители автобизнеса надеются и на помощь государства, хотя в условиях столь стремительной эскалации цен стандартные программы (скидка в 50 тысяч за утилизацию автохлама) перестают играть решающую роль. Вероятно, для поддержания спроса понадобятся более явные меры, реализация которые может оказаться непосильной для бюджета.
Тем не менее эксперты сходятся во мнении, что лучшие шансы сохранить полномасштабное производство в России имеют альянс Renault – Nissan – АВТОВАЗ, концерн Volkswagen, дуэт KIA–Hyundai, а также Toyota. В любом случае кризис заметно ограничит ассортимент марок и моделей, представленных в России.
Дебютанты 2016
Жизнь не останавливается, и новые модели продолжат выходить на рынок России. Самой ожидаемой премьерой начала 2016 года станет, вероятно, новая Lada X-Ray, продажи которой стартуют в 15 февраля (тогда же объявят цену).
KIA готовится представить Sportage четвертого поколения, построенный на той же платформе, что и вышедший Hyundai Tucson. А до конца января на заводе под Питером должно стартовать производство нового кроссовера В-класса Hyundai Creta. Кроме того, корейцы обещают представить новое поколение седана Elantra и бестселлера «Солярис».
Несколько премьер запланировано у концерна VAG, в частности, Volkswagen представит новый Tiguan на платформе MQB, который стал больше и получил семиместную версию, а SKODA дебютирует в сегменте полноразмерных кроссоверов с моделью Kodiak на той же платформе. Nissan готовится представить второе поколение Juke, а Mitsubishi переосмыслит кроссовер ASX.
В легковом сегменте на рынок должен выйти новый Megane, а ближе к концу года ожидается мировая премьера VW Golf восьмого поколения.
Особую актуальность в кризис обретает бюджетный сегмент, поэтому АВТОВАЗ задумался о подготовке «сверхбюджетной» версии Lada Priora, которая стоила бы дешевле нынешней Granta (то есть менее 350 тысяч рублей). Бренд Ravon, пришедший на смену Daewoo, обещает порадовать новой Nexia на базе предыдущего поколения Chevrolet Aveo. Продажи стартуют в апреле, а заявленная на сайте цена начинается от 379 тысяч рублей (от 439 тысяч за версию с кондиционером). Тогда же должны дебютировать еще два «Равона» на базе Chevrolet Spark и Chevrolet Cobalt, а старина «Матиз» переживет реновацию. Renault, по слухам, вынашивает планы создать сверхбюджетный автомобиль на базе Logan, причем под брендом «Москвич».
Это далеко не все премьеры 2016 года – есть также дебютанты в премиальном сегменте и среди нишевых моделей. Впрочем, в новых условиях последние интересуют россиян все меньше.
Динамика цен на автомобили
(по данным официальных сайтов производителей на указанный месяц)
* – рестайлинг и/или новый мотор.
** – новое поколение модели.
Фото: Фото производителей