Зима в разгаре, дорожники трудятся, не покладая рук, но внезапные капризы погоды не позволяют водителям расслабляться и периодически подбрасывают им снежные сюрпризы. Особенно неприятно бывает встретить такой «нежданчик» вдалеке от родного дома в дальней дороге. И вдвойне неприятно быть к этому совершенно не готовым.
Прежде всего для дальней дороги стоит подготовиться самому водителю. Психологически зимняя поездка бывает гораздо сложнее, поэтому стоит заранее настроиться на возможные неприятности. Может получиться так, что, попав в снежный занос или сильную метель, водителю придется какое-то время, иногда довольно значительное, надеяться на собственные силы.
Стоит предупредить родных и близких о маршруте и времени поездки и ориентировочном времени прибытия в промежуточные пункты на пути следования. Внимательно и подробно изучить маршрут следования. Выяснить, где находятся заправочные станции, пункты питания и организованные стоянки для автомобилей. Если непогода началась за пару дней до поездки, поинтересоваться в региональном управлении МЧС о наличии пунктов обогрева и экстренной помощи, расположенных на трассе.
Перед дальней дорогой не поленитесь проверить состояние автомобиля. Лучше всего доверить это специалистам СТО или сервисного центра. Там автомобиль продиагностируют и устранят имеющиеся неисправности, чтобы в дороге не было неприятных сюрпризов.
Если же владелец не допускает до своей «ласточки» чужие руки, то домашний сервис следует провести по такому «маршруту»: проверить уровень всех жидкостей, проверить фильтры, тормоза, радиатор, ходовую часть, резину. Особых тонкостей в зимнем ТО нет, но ко всем выявленным неисправностям следует отнестись внимательнее и, по-возможности, устранить их перед поездкой. Нелишним будет хорошенько вымыть автомобиль изнутри и снаружи.
«Тревожный» чемоданчик
Зимний дорожный набор существенно отличен от летнего. Если в теплое время года многие довольствуются баллонным ключом и аварийным знаком, то зимой наличие нужного инструмента или принадлежности может стоить замерзшей жизни.
Вот обычный дорожный минимум, который стоит взять с собой перед дальней дорогой: провода «прикуривателя», инструменты (бывалые автомобилисты советуют, не экономить на них), домкрат, баллонный ключ, насос, канистра с бензином, трос для аварийной транспортировки (часто именно этот «девайс» становится самым востребованным), моторное масло, набор предохранителей, запасные лампы для фар, ремкомплект для резины, запасной комплект свечей, запасной ремень генератора, кусок наждачной бумаги, фонарь с запасными батарейками. Зимой в автомобиле должны быть обязательно: теплые перчатки и обувь, тряпка (ветошь), емкость с водой, антифриз, дистиллированная вода и незамерзающая жидкость.
Личные вещи
Даже если автомобиль под завязку забит товаром или командировочной документацией, следует найти место для «подменки». Популярный армейский бушлат или меховая куртка выручат водителя при поломке и не дадут замерзнуть, ожидая машину спасателей. Пассажирам неплохо было бы иметь запасной свитер и, в идеале, пару сменного белья.
Мобильный телефон, зарядку к нему и запасной аккумулятор также стоит проверить на исправность и держать поблизости.
Полезные «допы»
Очень может пригодиться в машине рация, настроенная на канал дальнобойщиков, чтобы быть в курсе дорожной обстановки и в случае нештатной ситуации вызвать помощь. Водители грузовиков, как никто другой, знают все трудности нештатных ситуаций на трассе, поэтому брошенный в эфир призыв о помощи наверняка не останется без внимания.
Термос с горячим чаем не раз выручал попавших в затруднительную ситуацию водителей, если путь предстоит неблизкий, пополнить запас кипятка можно в придорожных кафе или на пунктах обогрева, оборудованных спасателями МЧС. Опытные водители уверены, что пара шоколадок и пакет семечек в дороге приятно развлекут, но на случай долгого ожидания следует побеспокоиться о более существенном дорожном пайке. Все дорожные продукты стоит взять в двойном количестве, даже если размораживать их придется на горячем двигателе.
Самым полезным предметом в дальней зимней поездке может стать... бутылка водки. Кроме функции универсальной валюты, этот нехитрый предмет поможет водителю и пассажирам согреться после активного откапывания застрявшего автомобиля и избежать обморожения. Речь идет, конечно, исключительно о наружном применении спиртового раствора.
Обязательно должна быть в машине лопата, особенно важно ее наличие для неполноприводных автомобилей. Нелишним будет взять с собой небольшой мешочек песка или щебня, а вот от цепей противоскольжения многие водители предпочитают отказаться: инструкцию к этому девайсу изучают немногие, а неправильное их применение может привести к поломке, повреждению резины или аварии.
Алярма!
Что делать, если по дороге все-таки попали в снежный занос и движение дальше невозможно? Спасатели рекомендуют: прежде всего не паниковать! Первым делом сообщите об этом своим близким, руководителю на работе и спасательной службе. Если в том районе, где вы остановились, мобильная связь затруднена, достаточно вспомнить единый номер экстренной службы – 112, позвонить на него можно и без sim-карты. Более того, этот номер можно набрать, даже не снимая телефон с блокировки. Оператору нужно кратко сообщить о случившимся, количестве машин и людей и максимально точно указать место происшествия.
В ночное время держите свет в автомобиле включенным, для экономии топлива прогревайте двигатель и салон автомобиля примерно один раз в час в течение 10 минут. При сильном морозе по возможности утеплите кабину, для чего все окна и щели обложите одеялами, чехлами сидений, ковриками и прочими вещами.
Иногда помощи приходится ждать несколько часов и даже дней. В этом случае стоит договориться с попутчиками о режиме поочередного сна, если же попутчиков нет – о сне придется забыть.
Фото: Фото из архива редакции