В последней поездке по области вдоль одной из дорог, прямой и пустынной, обратил внимание на изобилие траурных венков и могилок. Старухи с косой стояли здесь, как телеграфные столбы.
В такие моменты невольно задаешься вопросом: как здесь, на относительно ровной и хорошо просматриваемой трассе, можно разбиться? Может быть, дело как раз в кажущейся простоте: изредка встречающиеся трактора и лесовозы хочется опередить сходу, почти не глядя – встречные машины попадаются раз в минуту, не чаще.
Это тот случай, когда венки спасают жизни. Они заставляют тебя еще раз критически оценить ситуацию, увидеть неприметные низины, в которых может скрыться встречка, обратить внимание на зыбкую обочину и наледь.
Время от времени венкам объявляют войну. Год или два назад депутат Валерий Селезнев предложил запретить их и ввести даже штраф. Мне особенно запомнилась формулировка: «Напоминание о смерти заставляет тяжело задумываться, погружаться в свои мысли, что недопустимо во время езды за рулем, так как вождение требует максимального внимания и концентрации».
Ну, если даже принять логику депутата, в первую очередь, стоит запретить рекламные баннеры и растяжки. «Напоминание о скидках заставляет людей глубоко задумываться о скоротечности демпингового периода, погружаться в вычисление эффективных ставок по кредиту, что недопустимо во время езды за рулем...»
Мне также интересно, кому господа депутаты предлагают контролировать выполнение норматива, и решатся ли они сами оштрафовать человека, у которого недавно погиб в ДТП родственник, за подобное «правонарушение»?
Дело даже не в этом. Наверняка кого-то венки заставляют задуматься о смерти, но это не побочный эффект, с которым нужно бороться, а их главная миссия, их польза для тех, кто остался в живых. Можно так сформулировать: «Чем больше венков ты увидел и намотал на ус, тем меньше шансов, что венок будет установлен в твою честь».
Без мысли о последствиях нельзя садиться за руль в принципе. Никогда. Эта мысль должна пульсировать на подкорке и держать в тонусе каждую клетку нервной системы. К сожалению, в голову к другому, тем более мертвому, не залезешь, но я почти уверен, что процентов этак 90 тяжелых ДТП организуют люди, считающие смерть бесконечно далекой, невозможной. Наверняка среди них немало и тех, кому венки портят настроение. Вернее, портили.
На меня венки оказывают мобилизующее действие не хуже моргания дальним от встречной машины. Таблички ГИБДД «Внимание! Впереди опасный участок!» воспринимается как художественная проза: мол, какому-то автору кажется, что впереди опасный участок, а опасный он или нет – нужно еще разобраться...
А венок краток. Венок – это нон-фикшн. Ничего лишнего – только факты. Ты смотришь на него и понимаешь, что вот здесь, в этом самом месте, произошла реальная непоправимая трагедия. И что это не пиар, не вымысел, не пропаганда. И в голове, которая работает в такие минуты быстрее суперкомпьютера, проносятся мысли о том, как это могло случиться, почему... И замечаешь разные подробности места, копишь этот негативный опыт, чтобы в следующий раз чуйка сработала на полсекунды раньше.
Лично я не встречал настолько уязвимых водителей, чтобы они останавливались и рыдали около чужого венка. Если такие и есть, вождение им противопоказано. Для остальных венки являются знаком, который не получается игнорировать. И да, возможно, иногда они снижают градус радостного настроения, но такая ли это большая плата за то, чтобы кто-то стал осторожнее?
Кроме того, я считаю аморальным препятствовать родственникам погибших выражать свою скорбь, если они чувствуют в этом потребность. Слишком просто получается: подмели осыпь стекла, отмыли кровь с асфальта, добавили единичку в статистику и шито-крыто?