В своей жизни я посмотрел около 300 Гран-при «Формулы 1», но тут все происходило словно впервые. Возникло вдруг впечатление, что раньше мы подглядывали за каким-то чужим далеким миром, никак не пересекающимся с нашей обычной жизнью. Это было что-то вроде бразильского сериала про чужую хорошую жизнь. И вдруг два мира соединились вместе, Берни Экклстоун сидел рядом с Владимиром Путиным, а Дмитрий Козак следил за стартом гонки с Чарли Уайтингом.
Кстати, президент России наградил победителя Гран-при на подиуме, и адресат, Льюис Хэмильтон, отметил особую честь для себя. Интересно, что Владимир Путин вручил и командный приз, хотя обычно пилота и команду награждают разные люди. Еще одним отступлением от традиций стало интервью на подиуме, которое брал не кто-то из бывших гонщиков «Формулы 1», а ее «российский голос» Алексей Попов. В общем, поймут меня только болельщики со стажем, но сегодня мы испытали примерно те же чувства, как какой-нибудь советский гражданин при виде Ален Делона на улице Москвы. Сошлись вместе вещи, совместимые только в фантазиях.
Насчет Гран-при России было много скепсиса. Идея гоняться в не построенном олимпийском парке напоминала пресловутый дележ шкуры неубитого медведя, а поскольку тема Олимпиады в принципе будоражила желчеотделение, перепало и в адрес Гран-при. Не успеют. Или успеют, но не пройдут комиссии. Или пройдут комиссии, но на честном слове. Или зрители не придут. Или будет масса накладок. Или трасса окажется скучной. Или шампанское прокисшим. В общем, что-то должно быть.
По приезду в Сочи один британский журналист (разновидность британского ученого), к примеру, сразу попенял, что волонтеры не говорят по-английски, добавив, что это ожидаемо. В этом месте я вспомнил, что на гонке в Ле-Мане, одном из крупнейших событий в автоспорте, по-английски не говорят девочки в пресс-центре. Хотя 90% пресс-центра не говорит по-французски. И никто не возмущается.
Трасса оказалась довольно красивой. Вообще в «Формуле 1» интересность Гран-при помимо чисто пилотажных особенностей трека определяется еще и яркостью картинки. Скажем, ни с чем не спутаешь двухярусную трассу в Монако или ночной Сингапур, тогда как неплохие кольца в Корее, Бахрейне и Турции угнетают безликостью. Сейчас стало понятно, что идея воздвигнуть трассу прямо в сердце Олимпиады – из разряда гениальных. Во-первых, вся инфраструктура (гостиницы, дороги, аэропорты) уже создана – а это стоит много дороже самого асфальтового кольца. Во-вторых, экзотический дизайн олимпийских объектов в сочетании с субтропической природой и горным ландшафтом создал вполне узнаваемое, яркое лицо трассы. Пусть сам трек похож на желоб из асфальта и бетона, но антураж великолепен.
Трасса оказалась довольно интересной для гонок. Проектировал ее немец Герман Тильке, которого только ленивый не пнул за полдюжины скучных однотипных трасс, построенных «в чистом поле». Но в Сочи естественные ограничения олимпийской площадки, похоже, слегка выбили из мистера Тильке его лекальный подход, и трасса получилась незатейливой на вид, но весьма техничной.
Собственно, в незатейливости и был основой подвох. Ну, что там: несколько почти прямых линий и почти прямых углов, да обруч невероятного третьего поворота. Многие оценивали трассу как скользкую («держак» не накатан), простую и небыструю (полугородская). Получилось все наоборот: трасса в Сочи быстра и благоволит машинам с хорошей максимальной скоростью, она не такая уж простая, а уровень сцепления феноменальный для нового автодрома, что, кстати, вылилось в низкий расход шин.
А еще выяснилось, что на ней можно обгонять, причем не в одном строго запрограммированном месте, а практически по всей длине. За счет ширины кое-где машины могли ехать бок о бок довольно продолжительное время, а асфальтовые зоны безопасности провоцировали весьма агрессивную борьбу. Ее не отнесешь к самым обгонным трассам, но это не Монако, не Венгрия и не Сингапур.
Пожалуй, жемчужиной является третий поворот – затяжной, почти циркулярный «тягун», в котором машины достигают чуть ли не максимальных перегрузок за весь сезон, а при случае могут даже бороться (редкость для такого типа поворотов). Вообще, многие пилоты оценили ее как достаточно интересную, а это важно для будущего трассы: скучные гонки имеют больше шансов покинуть чемпионат.
«Сочи Автодром» был построен вовремя и прошел инспекции FIA в срок, чем, кстати, не могли похвастаться несколько последних автодромов-дебютантов чемпионата мира. В сентябре он принял первую гонку российского кузовного чемпионата, а нынешний уик-энд стал полноценным боевым крещением, ведь помимо «Формулы 1» в эти выходные здесь гонялись машины серии GP3 и GP2. По первым отзывам, и команды, и представители FIA остались впечатлены уровнем организации, включая обеспечение безопасности. Я почти уверен, что могли случиться какие-то досадные мелочи, но глобальных накладок, судя по всему, не было. Для телезрителя гонка в Сочи выглядела лучше, чем некоторые куда более старые Гран-при.
Западные журналисты, конечно, попытались разжечь на тему санкций, с унылой методичностью задавая представителям разных команд вопрос насчет того, насколько правильно устраивать шоу в стране, которая устроила этакий афронт западному миру. Но ответы были олимпийскими: дескать, политика – не наше дело, а в остальном нам здесь нравится. Победитель гонки Льюис Хэмильтон вообще сказал, что трасса ему по душе, а Сочи настолько хорош (и так близок к его дому в Швейцарии), что он не прочь приехать сюда, так сказать, в нерабочее время.
Саму гонку описывать не буду – кто видел, тот видел. Ее нельзя назвать самой захватывающей, поскольку победитель де-факто определился в первом повороте, а калейдоскопической смены позиций или внезапных происшествий не было. Но не была она и откровенно скучной, а главное, вполне отчетливо чувствовался потенциал трассы: в другой год здесь возможны эпические сражения.
Нельзя не упомянуть россиянина Даниила Квята, который сделал-таки сенсацию, правда, не в гонке, а накануне. Во время субботней квалификации он умудрился показать пятое время, что, с учетом уровня его команды, равносильно практически поул-позиции. Для самого Даниила этот результат стал лучшим за время его недолгих выступлений в «Формуле 1». Он опередил и обе Ferrari, и своего партнера по команде, и оба чемпионских «Ред Булла».
К сожалению, в гонке обе машины Toro Rosso не ехали, и Квят с его партнером Вернем заняли лишь 13 и 14 места, но в таких случаях говорят: that’s racing. Сказалась, кстати, еще одна особенность трассы – высокий расход топлива. В этом году гонщики могут тратить не более 100 кг на гонку, и обычно это не являлось проблемой. Но в Сочи расход оказался близок к предельному, и для машин с двигателями Renault это оказалось критичным. Кстати, проблемы с запасом топлива были у команд с разными моторами, включая обычно экономичные Mercedes-Benz.
Впрочем, гонщикам редко удается блеснуть на домашних трассах. Скажем, чемпион мира 2009 года Дженсон Баттон так и не смог приехать на подиум родного Гран-при Великобритании, Рубенс Барикелло из года в год ждали фатальные проблемы на Гран-при Бразилии, а Марк Уэббер никогда не был первым в Австралии. Есть исключения вроде Камуи Кобаяши, завоевавшего единственный подиум в Японии, но в целом удачливость гонщиков на домашних Гран-при, как правило, ниже среднего уровня.
Для Квята этот результат досаден, но вряд ли критичен. Уже известно, что в следующем году он переходит в одну из самых сильных команд пелетона Red Bull Racing. Команду, которая за последние четыре года выиграла все титулы в личном и командном зачете, причем два раза – в безапелляционной манере. Так что свой главный подвиг в этом году Даниил уже совершил, убедив руководство Red Bull предпочесть именно его на место уходящего из команды чемпиона Себастьяна Феттеля.
И наконец, не сбылись предсказания скептиков насчет пустых трибун – на гонке присутствовали более 60 тысяч болельщиков, так что планы продаж по билетам «Формула 1» в России даже перевыполнила. Кстати, многие пилоты выразили удивление энтузиазмом российских болельщиков: все-таки у России сложился имидж страны очень прохладной к автоспорту.
Мы заполнили еще одну вакансию в мире большого автоспорта. Есть российская команда «Формулы 1», российский пилот, российский спонсор, российская трасса… А в будущем будет еще больше, потому что молодая «поросль» есть и среди российских трасс, и особенно российских гонщиков.
Напоследок хочу сказать, что помимо чисто спортивной составляющей «Формула 1» – это неплохой повод продемонстрировать миру, что мы не такая уж суровая и бестолковая страна, как о нас принято думать. Погода в Сочи в самом деле некоторых удивила (теплее +20 весь уик-энд), как удивила их и атмосфера российских гонок. С чем я нас всех и поздравляю.
Результаты опроса