Эксперты межрегионального общественного центра выяснили, сколько осталось участков российских автотрасс, пригодных для аварийной посадки пассажирских самолетов.
Традиционно для «боевой» авиации на гражданских автотрассах существуют аэродромные участки дороги (АУД), готовые принять самолет, если враг уничтожил взлетные полосы на аэродромах. Случаи плановых учебных посадок на автотрассы истребителей и штурмовиков классов Миг-29 и Су-27 практиковались в последние годы.
Согласно расчетам специалистов, размер колеса Су-27 примерно равен размеру колеса большегрузной фуры. Вес груженого тягача может достигать 40 тонн, при этом заправленный Су «держит» массу до 30 тонн на колесном шасси. При средней ширине шоссе в 24 метра (и размахе крыльев Су в 14 м), и отсутствии разделительного барьера истребитель, немного «поджарив» асфальтобетон реактивным выхлопом, сможет без особых затруднений совершить посадку на рядовую автотрассу и даже последующий взлет с нее.
Последний раз такие оригинальные маневры практиковались в ходе военных учений, когда штурмовики Су-27 и истребители Миг-29 совершали ряд посадок и взлетов с участка автотрассы М-1 «Москва – Брест» возле поселка Ивацевич. Учения показали – в случае непредвиденных действий легкие и маневренные истребители с минимальным разбегом смогут использовать в качестве ВПП любую трассу, отвечающую двум условиям – отсутствие разделительного барьера и прямой участок длиной в километр.
По словам практикующих пилотов, на автотрассах за пределами крупных городов достаточно таких участков – они отмечены на полётных картах как возможные места аварийной посадки воздушных судов. Вместе с тем у пилотов военной техники есть запасной вариант – катапультироваться.
А у гражданских самолетов нет иного варианта, кроме как аварийно приземлиться. Для примера возьмем грузопассажирский Ту-154 или его «одноклассника» – Боинг 737.
У этих самолетов размах крыла составляет 37,5 метров, посадочная масса с пустыми баками и без загрузки колеблется в пределах 52-55 тонн, а максимальная же посадочная масса «тушки» с пассажирами и полной загрузкой достигает 78 тонн. Длина их пробега до полной остановки около 2-х километров. Для теоретически удачной аварийной посадки таких самолетов между Киевским и Калужским шоссе есть двухкилометровый «прямик» из аэродромных плит, способный выдержать посадочную массу Ту с пассажирами в салоне.
Сейчас этот район активно застраивается коттеджами и таунхаусами, и, случись неожиданная посадка, этой «полосы» хватит впритык, но при должном мастерстве пилота приземлить лайнер на этот участок общественного шоссе вполне возможно.
Подобный участок дороги есть также в Ростовской области по дороге на Матвеево – Курган. Это длинная прямая, мощеная бетонными плитами, с пустыми обочинами. Кроме того, на трассе М-10 «Скандинавия» до сих пор существует АУД – ранее рабочая запасная ВВП местного аэродрома Вещево – широкий прямик без разделительного газона, длиной 2 км.
До середины 90-х годов его обочины очищали от деревьев, сейчас он «оброс» по бокам заправками и столбами освещения, но пилоты нет-нет да и выполнят «прицельный» заход со снижением до 100 метров по приводам (в конце прямого участка стоит машина с развёрнутой антенной). Вдруг пригодится.
Участок федеральной автотрассы Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре называют дорога-трансформер. Ее специально проектировали так, чтобы в случае необходимости трассу можно было превратить в полевой аэродром со всеми службами обеспечения авиатехники – от ремонта до заправки.
Еще один АУД есть близ поселка Луостари, Мурманской области. Здесь за состоянием «полосы» следят – в качестве покрытия уложены аэродромные бетонные плиты, сверху укатан асфальт, и когда летишь по трассе, сразу бросается в глаза – обычная дорога вдруг проходит через огромное бетонное поле. Ниже – шесть трасс с участками, которые удовлетворяют минимальным требованиям для экстренной посадки грузопассажирского самолета. Надеемся, эту теорию никому не доведется проверить на практике.
Известные АУДы на картах:
трасса М-3 «Украина», 215 км трассы, если следовать по Киевскому шоссе в область;
трасса А-101, 211 – 213 участок трассы по Калужскому шоссе в область;
трасса М-10 «Скандинавия», Выборгский район, 23-й км автодороги на «Вещево»;
трасса Р454 «Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре», 304 – 315 км. бетонные плиты.