Если двое супругов слишком долго живут вместе, они становятся похожи друг на друга. То же самое случается с заклятыми врагами. Toyota RAV4 и Honda CR-V так долго конкурировали, так яростно боролись за приз зрительских симпатий, так истово молились «богу паркета», что с ними произошло именно это.
![Toyota RAV4 vs Honda CR-V. Плюс-минус миллиметр Toyota RAV4 vs Honda CR-V. Плюс-минус миллиметр | 116.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
На малом ходу в CR-V слышен мотор, дизель RAV4 тоже не тихоня. Если у «Хонды» по мере раскрутки 2,4-литрового двигателя аж до 7000 об/мин громкость нарастает и голос трескается VTEC-задором, то «тойотовский» дизель гудит примерно одинаково.
Зато, несмотря на разницу в добрых 40 л.с. (192 л.с. против 150 л.с. у Toyota), дизель отнюдь не сливает бензиновому мотору в динамике: «Тойота» начинает тащить сразу и очень уверенно, поэтому в начальной фазе разгона создает некоторый запас, и более мощная «Хонда» отыгрывается лишь на высоких скоростях. Правда, если «крученый» атмосферник по мере набора скорости как будто обретает крылья, едет легче и свободнее, дизель похож на бесхитростного трудягу: первоначальный наплыв крутящего момента не получает прогрессии – тащит себе и тащит. С точки зрения дозирования ускорения – это плюс., но те, кто ищет эмоций, могут быть разочарованы.
Шестиступенчатый «автомат» у Toyota работает предсказуемо и создает удачный фон для игры дизельными мускулами: 340 Н*м доступны уже с 2000 об/мин. Для рутинных задач я бы без колебаний предпочел дизель, правда Toyota предлагает его только в «жирной» комплектации.
Пятиступенчатый «автомат» Honda несколько сглаживает динамику в переходных режимах. Пониженные передачи он включает нехотя и ориентируется больше не на степень нажатия газа, а на резкость удара по педали. Поэтому при плавном педалировании создается впечатление вальяжности, и ту самую VTEC-задоринку можно пропустить мимо ушей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
В круизных режимах оба автомобиля ожидаемо тихие. Шум шин на шершавом асфальте – явление нормальное; после 120 км/час обозначают себя аэродинамические напевы, но все это в пределах, не смазывающих разговор на спокойных тонах.
Подвески, на первый взгляд, похожи, однако различаются в нюансах. RAV4 лучше сглатывает мелкие неровности и маскирует вторичную раскачку. Но чем больше калибр выбоин, тем острее воспринимает их Toyota, тем жестче кажется. Зато подвеска впечатлила запасом прочности: дешевых пробоев, которыми донимают иные паркетники на платформах легковушек, тут нет.
Honda, напротив, чем-то напоминает большие внедорожники: бывает, и на гладком асфальте найдет повод подрожать (возможно, из-за массивных колес при сравнительно мягкой подвеске), но к единичным изъянам, вроде рельсов или лежачих полицейских, относится снисходительно. Проблема, скорее, в том, что на серийных неровностях любых калибров Honda начинает подзуживать: если «Тойота» едет жестче, но однозначнее, то Honda одаривает вибрациями меньшей амплитуды, но большего спектра. Тут уж кому что нравится.
В обоих случаях подвески нельзя описать какими-то пафосными словами, как то «бархатная» или «всеядная», но их возможностей достаточно, чтобы не обращать на качество дороги повышенного внимания.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Руль Honda кажется нетяжелым, но на удивление точным, что создает нужную интуитивность, которая особенно заметна при резких маневрах. В совсем уж экстремальных режимах связь с машиной размякает, крены берут свое. Тем не менее, едет «Хонда» достаточно нейтрально, охотно помогая себе задней осью, а на прямой демонстрирует отличную устойчивость: по умеренно-ровной дороге прет, что рубанок стружку снимает.
У Toyota рулевое немного аморфно близ «нуля», зато обеспечивает более отчетливую, насыщенную обратную связь, и при умеренно-активной езде машина охотно сотрудничает с водителем, чему, помимо прочего, помогают надежные, хваткие тормоза. Экстремальные же режимы не для «Тойот» – почти все они стремятся сгладить острые углы и в крайнем случае одернут водителя недостаточной поворачиваемостью, приправленной работой ESP.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Офф-роад? Уфф-роад...
Нашли мы одно каверзное место, которое можно назвать эталонным паркетным бездорожьем. В том смысле, что здесь проезжают даже местные «двенашки», но именно местные.
RAV4, вдохновленный этой информацией, рванул напрямки и тут же едва не сел на пузо: не спас и достаточно внушительный просвет «под килем». Вот оно, коварство паркетника: на легковушке выйдешь, посмотришь, прицелишься, а тут «Э-хе-хей, за что деньги-то плочены?» А «двенашки», между тем, проезжали по четко выверенной, единственной здесь траектории, которая вьется по склону, точно русло реки. Хорошо, подошел местный, показал азимуты.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
И вот уже RAV4 без особого труда (хотя и под присмотром пассажиров) спустился вниз и поднялся обратно.
Осилила препятствие и «Хонда», но усилий потребовалось больше. Во-первых, несмотря на визуально более внедорожный, скошенный бампер, просвет у американской версии CR-V 2.4 – примерно как у адаптированных для России хетчей. Во-вторых, у Honda сложнее дозировать газ на малом ходу: машина сначала слегка подтупливает, потом дергается чересчур сильно – кстати, это же эффект заметен при тесной парковке. Поэтому когда под днищем оставались считанные миллиметры до каменного склона, водителю пришлось поднапрячься, чтобы машина не скакнула вперед чересчур борзо. Уфф...
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Что касается днищ, то у обеих машин в стандарте двигатель «защищают» пластмассовые накладки. RAV4 к тому же щеголяет «соплей» выхлопной трубы на уровне задней оси – кандидат на смятие в колее. Днище Honda хоть и выглядит более аккуратным, на бездорожье первым делом бьется пластмассовым кофром под правым порогом.
В общем, оба автомобиля не предназначены для сколь-нибудь сурового бездорожья, но все-таки возможности Toyota нам показались чуть более убедительными.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Классика и авангард
В оценке салонов мы разошлись во мнениях. Чисто эстетически мне больше понравился простоватый, но менее подверженный моральному старению и лаконичный салон CR-V: минимум кнопок, логичное расположение, удобный селектор на подиуме (такой любят делать у минивэнов), крупный, четкий спидометр. По заказу можно украсить центральную консоль дисплеем большего размера.
Камера заднего вида, к сожалению, работает не эталонно: изображение выводится на маленький, очень контрастный экранчик, а габаритные линии не изгибаются при поворотах руля (последнее характерно и для «Тойоты»).
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Многие оценили формованную пластику «тойотовского» интерьера с многоярусной композицией, более внушительным экраном и отделкой «под карбон» – в целом смотрится позатейливей. На мой вкус, даже лишка. Мне RAV4 понравился большим боксом центрального подлокотника (у Honda он скромнее, а включенная флэшка «загромождает» и без того узкий проем) и более жестким и удобным сиденьем, тогда как кресло CR-V по-американски бесформенно. «Тойотовская» навигация неплохо знает улочки даже маленьких городов. Правда, синеватые пиктограммы на панели приборов с непривычки заставляют думать, что включен дальний свет, да и спидометр не такой разборчивый, как у Honda.
У обеих машин на удивление скромные бардачки, хотя у «Тойоты» есть еще открытая ниша для мелочей. А еще оба конкурсанта имеют отнюдь не элитную кожаную обивку: честно говоря, я бы предпочел качественный текстиль или комбинацию с алькантарой.
Понравились наружные зеркала обеих машин: у Toyota – шикарный горизонтальный сектор обзора, зеркало «Хонды» ближе к квадрату и лучше захватывает бордюры.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Кто минивэнистей?
Знаете, насколько эти две машины отличаются по длине? Ровно на 1 мм. Это заставляет думать, будто задние части салонов идентичны, но вот чудо – именно здесь различия наиболее контрастны.
С точки зрения задних пассажиров бесспорным лидером является Toyota RAV4. О боже, какие тут сиденья! Не сиденья, а настоящие шезлонги, которые можно откинуть назад на сонный угол и дремать в дороге с комфортом. За счет такой компоновки, RAV4 кажется более просторным и по коленям, и по запасу места над головой.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
У обеих машин отсутствует центральный тоннель – большой плюс, если захотите возить троих пассажиров сзади, хотя ширины салона для трио рослых седоков маловато. У обоих же авто есть центральный подлокотник с двумя подстаканниками (еще два – в дверях), а для карт и буклетов предусмотрены карманы в передних сиденьях.
У Honda спинку сиденья тоже можно откинуть на небольшой угол, но в целом посадка более вертикальная, зато есть регулируемые воздуховоды для задних пассажиров – Toyota такой роскоши лишена. А еще у Honda шире дверные проемы и сами двери открываются на больший мах. Правда, в отличие от прежней модели, заднее сиденье теперь нельзя смещать в продольном направлении.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Кто фургонистей?
Если в пассажирской номинации Toyota переиграла соперницу, то в грузовой – все с точностью до наоборот. Багажник у CR-V – конфетка, да что конфетка, целый трюфель. Большой, аккуратный, а главное – с удивительно низким полом. Есть розетка, есть сеточка для бутылок, есть такелажные петли. Сиденья складываются в один клик, стоит потянуть специальный рычажок в багажике: бум, и получаем почти ровный пол, на котором можно даже спать. Под полом у CR-V докатка.
А у Toyota – полноразмерная запаска да еще на легкосплавном диске. Если помните, у прошлого «Рафика» запаска висела на открывающейся вбок пятой двери, и это провоцировало воровство колес – у нашей сотрудницы похитили аж две запаски, прежде чем она пошла на радикальные меры по защите. У нового RAV4 пятая дверь открывается традиционно, вверх, а запаска переехала в подпол. Да только ее габариты буквально проступили через поверхность, образовав на ней этакий «волдырь»: плато багажника по краям увенчано оврагами кармашков-пылесборничков. Да и уровень пола получился высоковатым. При разложенной шторке отсек кажется недостаточно глубоким, хотя погрузочная площадь вполне достаточная.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Сам по себе багажник отнюдь не мал (506 литров), а сиденья можно сложить в практически ровный пол. Кроме того, Toyota предлагает забавную сетку-гамак для мелкой поклажи, позволяя использовать объем более рационально. И все-таки есть ощущение, что в данном случае докатка была бы более уместна, тем более RAV4 часто используют как женский сити-кар.
Победитель?
Я затрудняюсь назвать явного фаворита. Машины близки, и если нет жестких требований, можно смело выбирать любую. Обе представляют естественную эволюцию среднеразмерных кроссоверов, которые сохранили все традиционные качества, вроде приспособленности к дальним поездкам и умению парковаться к бордюрам, но несколько приросли в габаритах (хотя распорядились этим приростом по-разному). Оба автомобиля немного вальяжны, располагают к умеренному стилю вождения, хорошо оснащены и для экстрима на бездорожье не подготовлены.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Toyota бьет Honda по цене за счет наличия у RAV4 сравнительно недорогой моноприводной версии с 2-литровым мотором за 998 тысяч рублей, но если сравнивать при прочих равных, то полноприводный RAV4 в минималке стоит чуть дороже, чем базовая CR-V 2.0 4WD. В общем и целом цены на автомобили так же близки, как их характеристики.
Я все спрашиваю себя: какую бы из двух машин выбрал я? Наверное, CR-V, и дело даже не в потребительских качествах. Просто Honda более редкая, более импозантная внешне, тогда как RAV4 в моих глазах – заложник собственной популярности. Впрочем, будь у меня семья побольше, может быть, маятник качнулся бы в сторону «Тойоты» – уж больно хороши задние сиденья.
Двуликая Honda
Я как-то писал, что одни и те же машины для американского и европейского рынков могут различаться весьма сильно, и Honda CR-V – красноречивый пример.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
В России представлены обе версии автомобиля. Европейская (на фото справа) поставляется с двухлитровым мотором, американская – с двигателем 2,4 литра. У европейской мягче пластик в салоне, есть множество мелких штришков, вроде омывателей фар или доводчиков стекол (у американской – только для водительской двери), а еще «европеец» имеет «автомат» с ручным режимом и подрулевыми лепестками. Если у европейской версии придумали даже специальную подушечку для коленей, чтобы не биться ими о жесткий пластик, то «американец» тяготеет к простоте.
Даже обработка колесных арок разная: у старосветской версии внутрь нанесена «антигравийная» мастика, у американской – голый металл. Проще всего машины отличить по бамперам: европеец имеет более традиционные «легковые» бампера, тогда как у «американца» они скошены (и просвет чуть больше). Конструктивно машины близки, однако американская версия имеет множество почти незаметных глазу упрощений, и в целом европеец ощущается более богатым, «мясистым».
Сравнение характеристик, комплектаций и цен
* В комплектацию добавляется камера заднего вида, климат-контроль, датчики дождя и света, парктроник.
По ходу поездки мы искали точки, с которых более 100 лет назад делал цветные (!) снимки России фотограф Сергей Прокудин-Горский. О том, как изменились запечатленные им места – в специальном репортаже Петра Малетина.
Благодарим компании «Тойота Центр Челябинск» и «Эталон-Авто» за помощь в подготовке материала.
Фото: Фото Олега КАРГОПОЛОВА и автора, видео Андрея ВИННИКОВА