Вам навстречу едет автомобиль и слепит бело-голубым светом… Каждый сталкивался с этой ситуацией. Попытки урезонить любителей ставить «ксенон» в галогеновую фару натыкаются на стену непонимания: «У меня все настроено, я проверял, мои фары никого не слепят».
Давайте разберемся с этим вопросом.
Для того, чтобы галогеновая фара с галогеновой лампой начала слепить, достаточно увода фокусного расстояния на 0,3-0,5 мм. В ксеноне светится не нить накаливания, а газ. Смещение фокусного расстояния на порядок больше. Отрегулировать ксеноновые лампы в галогеновых фарах, чтобы они в глаза встречному водителю светили точно так же, как обычные галогеновые, заведомо невозможно. «Против физики не попрешь».
Изначально смысл ксеноновых фар, заложенный в них изобретателями, иной, чем у обычных фар. Они, в отличие от галогеновых, освещают большую площадь – большее пространство. Вы засунули «неслепящий» ксенон в галогеновую фару? И классно отрегулировали? Вы получили освещенную часть точно такую же, как и у галогеновых фар.
Вы – любитель «ксенона» и пытаетесь мне доказать его призрачное преимущество? Я согласен, оно есть, но оно не в «ксеноне», а в вашей голове.
Давайте посчитаем:
Фара светит на расстояние 50 метров перед автомобилем – такая цифра есть в техническом регламенте. Обычный человек, такой как вы, жаждет жить – нормальный здоровый инстинкт самосохранения. Что из этого следует? А следует, что ваш остановочный путь ночью – 50 метров. Иначе ехать страшно.
Остановочный путь состоит из пути за время реакции водителя и тормозного пути.
Тормозной путь состоит из пути за время сработки тормозов и пути с установившемся замедлением.
Время сработки тормозов делится на время запаздывания тормозной системы и на время нарастания замедления.
Раз вы занимались переделкой света, то у вас не новый, но нормальный автомобиль с замедлением не хуже 7 м/с2.
По этой же причине берем время запаздывания 0,1 с, а время нарастания 0,3 с.
Я понимаю, водитель с ксеноновым светом – супермен, но вы уж извините, время реакции для вас я возьму стандартное – 0,8 с.
Итого максимальная скорость вашего авто ночью – 72 км/ч.
Как может обычный супермен ехать на своем автомобиле со скоростью 72 км/ч???
Вот потому вы и начали экспериментировать с ксеноном. Вас не свет галогеновых фар не устраивает и не состояние дорог, а расстояние на которое фары светят перед автомобилем. Вы наверняка пробовали регулировать фары ближнего света, поднимая их – не получилось заметно больше. А воткнув ксенон, вы поразились. Освещенное пространство перед автомобилем, и, соответственно, остановочный путь не 50, а 100 метров!!! И на спидометре, не 72, а 110 км/ч можно держать смело. Вот она – свобода!!! Понятно, что все остальные – недотепы.
В чем подвох? А в том, что вы получили у себя на автомобиле два дальних света. Хотя был и есть более простой и дешевый путь: всегда ездить с дальним. Он слепит встречных водителей также, как ксенон, но затраты на установку, обслуживание и покупку новых ламп равны нулю.
При этом штраф за постоянно включенный дальний свет – 500 рублей, а за ксенон водитель может остаться без водительского удостоверения. Прецедент имел место в практике Верховного суда в 2009 году.
Вторая проблема в вашей голове – это желание выделиться. Но поверьте, есть более безопасные и гораздо более эффектные способы. Например, аэрография. Или красные брызговики: и красиво, и едет быстрее, и не слепит, и кузов сохраннее, и на окружающих камни не летят.
Третья проблема – в отношении окружающих к вам, когда вы издалека своим ксеноном предупреждаете попутных и встречных, что вы – неадекватный водитель. Окружающие стараются или быстрее пропустить вас, если вы сзади, или уйти как можно правее, если вы – на встречной полосе. Вот тут преимущество ксенона неоспоримо. Снимаю шляпу перед всеми, кто в состоянии так откровенно выставить свой внутренний отрешенный от реальности мир напоказ.
Немаловажный факт. Любители ксенона фактически являются заложниками своего света. Полицейские предпочитают не связываться с ксеноном. Хотя правонарушение и имеет место, но слишком много возни со снятием ламп. Но если ксенонщик «лезет в бутылку» в разговоре с инспектором, то в сумерках или ночью изъятие ламп становится непреодолимой преградой на пути следования – без света дальнейшее движение запрещено.
Напоследок вопрос: если вас слепят, то почему вы терпите? Почему не включаете аварийную сигнализацию? Бог с ними с правилами. Но в случае ДТП из-за ослепления включение «аварийки» снимает с водителя вину: он проинформировал и виновника, и свидетелей, что не в состоянии управлять автомобилем, указав причину. Если водитель терпел до последнего и не включил аварийную сигнализацию, то ослепления не было, и, следовательно, в ДТП виноват он сам.
Не стесняйтесь включать аварийную сигнализацию! Это – ваша безопасность!