С 2013 года, после введения в эксплуатацию информационной системы АИС КБМ на базе Российского союза автостраховщиков, у российских автомобилистов появится страховая история. С ее помощью страховщики узнают обо всех ДТП своих клиентов. Таким образом, аккуратные водители заслужат страховые бонусы, а лихачи будут наказаны рублем.
По планам страховщиков, электронная система с информацией по ДТП будет запущена уже в январе 2013 года. Она будет хранить информацию по авариям за последние 24 месяца. А это значит, что переходить от одного страховщика к другому, чтобы не платить за полис больше, будет бессмысленно.
«Информационная система коэффициентов бонус-малус (АИС КБМ) является частью единой информационной системы АИС ОСАГО. Запуск подобной системы – сложный многоступенчатый процесс, зависящий не только от РСА, но и от готовности страховых компаний-членов союза к взаимному сотрудничеству и оперативной передаче данных. На сегодняшний день АИС КБМ прошла опытное тестирование, и сейчас все страховые компании-члены РСА передают в систему данные о страховых случаях по договорам ОСАГО за 2011–2012 годы», – сообщают в пресс-службе РСА.
Аббревиатура АИС КБМ расшифровывается как автоматизированная информационная система коэффициентов бонус-малус. Это часть системы ОСАГО. Что такое бонус понятно всем, а малус – это повышающий коэффициент, который начисляется при заключении договора страхования, если страховщик знает, что водитель ранее попадал в аварии. То есть система бонус-малус позволяет рассчитывать и применять повышающие коэффициенты и скидки с учетом аварийной истории конкретного автолюбителя. Уже известно, что в системе будет содержаться информация обо всех ДТП, произошедших с потенциальными клиентами. Получается, что времена, когда страховые агенты верили на слово пришедшим из других компаний клиентам, уходят в прошлое.
Правда данный проект требует доработки. Например, необходимо решить вопрос доступа к информационной базе для страховщиков каско, не обладающих лицензиями на ОСАГО. Но в будущем благодаря АИС КБМ страховщикам будет проще рассчитывать тарифы по каско. А в перспективе развитие системы приведет к тому, что она сможет стать базой для запуска механизма электронных полисов, которые заменят нынешние бумажные договора.
Гендиректор СГ МСК Сергей Савосин опасается, что главная проблема при использовании системы будет сугубо технической: закон предусматривает обмен информацией в режиме онлайн, не регулируя ситуации, когда работа в таком режиме невозможна. Поэтому, по его словам, закон об ОСАГО нуждается в срочных корректировках. Г-н Савосин не исключает, что в первые 15 дней работы с новой системой страховщики столкнутся с техническими проблемами, и им потребуется время, чтобы во всем разобраться.
В свою очередь руководитель отдела рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Алексей Янин заявил, что введение новых правил еще не гарантирует исполнение. «Не исключено, что недобросовестные страховые компании, желая привлечь клиентов, начнут закрывать глаза на случившиеся аварии», – говорит он. По словам эксперта, подобные прецеденты уже были: скидки при оформлении ОСАГО незаконны и сейчас, но некоторые компании готовы их предоставить клиентам.