Проект административного регламента приема экзаменов на право управления автомобилем, разработанный ГИБДД, сами автошколы устраивает. Тем не менее некоторые доработки документу потребуются. Для обсуждения проекта в целом его решили предать огласке. Теперь чтобы выпускники автошколы смогли пройти экзамен, учить их будут немного по-другому.
Госавтоинспекция разработала проект техрегламента, который упорядочит процесс обучения будущих водителей в автошколах, а также обозначит рамки ответственности ГИБДД и автошколы. Ожидается, что документ позволит быстро решать спорные ситуации, возникающие между экзаменатором и будущим водителем. Согласно проекту техрегламента, теоретическая часть экзамена остается без изменений. А вот в практической части добавится детализация.
Ожидается, что в ближайшее время рабочий проект регламента будет выложен на сайте МВД. Документ содержит методику приема экзаменов на права, которая исключает возможность ошибки при сдаче практической части. Уже сейчас известно, что количество упражнений будет увеличено. Документ также «разделяет» обычные автошколы и «продвинутые» – оснащенные автоматизированными автодромами. Последним предоставляются некоторые преференции. Например, возможность аккредитации при ГАИ, когда инспектор будет приезжать в автошколу и принимать экзамен на ее территории. Правда, упражнений на таком автодроме заметно больше – 12.
Что касается прежнего регламента, то эксперты выразили обеспокоенность тем, что в нем основной упор делался на методику приема практического экзамена на площадке. И это в то время, когда основной причиной ДТП среди начинающих водителей являются ошибки в конкретных дорожных условиях: превышение скорости (28%), несоблюдение очередности проезда (10%), нарушение правил проезда пешеходных переходов (9%).
«Основные изменения в регламенте касаются ужесточения процесса сдачи экзамена, – пояснила исполнительный директор Федерации автошкол Людмила Стукова. – Я уверена, что если требования будут максимальными, то и методики будут прописаны самым детальным образом. Такой подход очень конкретизирует детали экзаменационного процесса и вынуждает школы переориентировать обучение в нужную сторону. То есть готовить курсантов не тому, чтобы только сдать экзамен, а обучать реальным навыкам вождения в городе. Соответственно, и количество часов вождения увеличится, и на экзамене будет уделено больше времени практической части именно в городе. Я как педагог приветствую такие изменения».
Таким образом, значение практического экзамена на площадке возрастет, но еще более значимым станет «город» – то, на чем «срезается» большинство не сдавших экзамен. Уровень квалификации экзаменатора тоже подвергнут сомнению. Пока что в регламенте требования прописаны поверхностно: у него должен быть стаж управления не менее трех лет, а в случае, если он принимает экзамен по категории D, ему достаточно стажа вождения по категории С не менее 3 лет.
В Главном управлении ГИБДД РФ отметили, что требования к экзаменаторам будут прописаны отдельно. В этом же новом документе пропишут требования к сотрудникам дорожно-патрульной службы и инспекции дорожного надзора, которые будут принимать участие в процессе обучения и оценке будущего водителя.
«Мне кажется, что ужесточение экзаменов – правильное решение, – считает казанский блогер Олег (business_ru). – Потому что новички даже при условии самостоятельной сдачи ведут себя на дорогах неуверенно и совершают массу ошибок, некоторые из которых приводят к серьезным ДТП. Я, может быть, повторюсь, но в стране, где 4 полноценных времени года, учить вождению нужно не пару месяцев, а пару лет».
В ближайшее время рабочая группа, которую создали для проведения мозгового штурма, подготовит свои предложения по усовершенствованию проекта.