Вернуть обратно норму, разрешающую небольшую дозу алкоголя в крови водителя, предлагает кандидат в президенты России Владимир Путин. Правительство РФ обсуждает этот вопрос, а чиновники от партии «Единая Россия» уже приступили к разработке соответствующего законопроекта. Одновременно с разрешенной нормой алкоголя в крови власти предлагают в очередной раз ужесточить наказание за езду в пьяном виде. Казанские водители расценили это заявление как предвыборный ход, но в принципе согласились с предложением.
В 2007 году в России вступил в силу так называемый закон о промилле, согласно которому водитель считался трезвым, если уровень алкоголя в выдыхаемом воздухе не превышал 0,15 мг, а в крови – 0,3 мг. Норма учитывала эндогенный алкоголь, который вырабатывается самим организмом без участия принятия спиртного, у некоторых людей уровень такого алкоголя может достигать 0,1-0,2 мг на один литр выдыхаемого воздуха. В 2009 году глава государства заявил, что это «провоцирует реальное пьянство перед тем, как человек садится за руль». После этого заявления были приняты поправки к КоАП, отменяющие данную норму. Это вызвало недовольство водителей.
Известие о том, что водителям вновь разрешат иметь в крови «законные» 0,3 промилле алкоголя, вызвало неоднозначную реакцию казанских водителей. Мнения разделились от «нельзя, потому что снова начнут напиваться» до «правильная инициатива, можно будет ездить без опаски». Водители напомнили, что летом в ходу квасные напитки, и лишать себя возможности освежиться они не желают. Опасаться при этом санкций со стороны бдительных стражей дорог, по их мнению, совершенно неудобно и унизительно.
«Я не знаю, для чего так поступать законодательным органам – разрешать, запрещать, снова разрешать, – говорит водитель «Форда». – Но если правда в том, что при сегодняшних «нулях» нельзя ни кефира, ни кумыса, ни кваса, то возвращение старых норм – это правильное решение. Но чтобы не было проблем, лучше не ездить ни пьяным, ни с похмелья».
«Наверно, минимальную норму вернуть можно, потому что сейчас получают одинаковое наказание и те, кто за рулем никакущие, и те, кто немного выпил накануне вечером или даже днем, – рассуждает водитель «Нивы». – Я думаю, что это несправедливо. Подход должен быть дифференцированным. Одно и то же наказание применять ко всем нельзя. А что касается предвыборных предложений политиков, то я им не верю».
«Я думаю, что разрешать не стоит, – категорично заявил водитель «Калины». – С кваса не захмелеешь, а нашим людям только разреши – они не только стакан пива, а гораздо больше себе позволят».
Врачи-наркологи вообще категоричны – разрешать нельзя, потому что любое количество алкоголя влияет на водителя не лучшим образом.
«Эндогенный алкоголь, на который постоянно кивают водители, не дает на аппарате совершенно никакой реакции, несмотря на хорошую чувствительность, – объясняет врач-нарколог, директор клиники «АлкоСтоп» Марс Сары. – И, на мой взгляд, любое количество алкоголя в крови водителя недопустимо. Дело в том, что даже эти 0,3 промилле в выдыхаемом воздухе означают, что в крови растворен алкоголь, который в любом случае влияет на мозг, на концентрацию внимания и на реакцию человека. При любом, даже минимальном количестве алкоголя в крови – реакция снижается. А это означает, что водителю может не хватить именно этих нескольких мгновений и этих нескольких метров, которые проедет машина за одно мгновение. То же самое и с похмельным синдромом. Своим пациентам мы даже после выведения из запоя рекомендуем день-два не садиться за руль, пока восстановится внимание и реакция».
Как рассказал Марс Сары, количество алкоголя, которое допустимо выпить вечером после работы с тем, чтобы утром сесть за руль, для каждого индивидуально. Но в целом можно рассчитать его так: здоровым мужчинам до 30 лет допустимо принять до 200 граммов водки. Если возраст больше, то и соответственно – алкоголя должно быть меньше. Водителям за 60 лет – максимальная вечерняя доза – 100-150 граммов максимум. Если водитель не пил, а алкотестер что-то показывает, то лучше не спорить с инспектором и проехать в стационар для прохождения уточняющих тестов.
Инспекторы ГИБДД не думают, что в их работе произойдут какие либо изменения. Все равно, останавливая машину, они сначала присматриваются к поведению водителя, смотрят в глаза, на руки, задают ключевые вопросы.
«Водители надеются, что смогут использовать новую норму, если ее примут, для того чтобы как-то оправдаться, – говорит инспектор полка ДПС Казани Марсель Назмиев. – Дело в том, что при разговоре с водителем инспектор в первую очередь использует органолептический метод определения состояния водителя. Поэтому разницы не будет. Ведь если водитель в порядке, это видно, и никто не станет лишний раз заставлять его дышать в алкотестер. Если же визуальные тесты сработали, то, скорее всего, и алкотестер покажет дозу. В этом случае лучше проехать в стационар, чтобы развеять все подозрения инспектора. Честным водителям в этом случае беспокоится нечего».
Пока же за управление автомобилем в пьяном виде КоАП предусматривает лишение прав на срок до двух лет (повторно – три года), а в случае, когда машиной управляет пьяный человек без прав, может быть применен административный арест на срок до 15 суток.
Фото: Фото с сайта Latimes.com, видео Эдварда СОКОЛОВА