Обложить все ввозимые на территорию страны иномарки новым налогом хочет Минпромторг России. Назвать его решили «утилизационным», а платить заставить компании-импортеры и производителей. При этом для новых машин ставку предлагается сделать существенно ниже, чем для подержанных. Аналитики считают, что такая мера прежде всего выгодна государству – этот налог, скорее всего, пойдет на поддержание бюджета, а не на развитие предприятий утилизации.
В документе, который попал в распоряжение газеты «Ведомости», говорится об одном варианте поддержке российской промышленности после вступления России во Всемирную торговую организацию. Один из чиновников Минпромторга существование документа подтвердил, но комментировать не стал.
Так вот, по замыслу чиновников, особая система утилизационных сборов будет распространяться на все импортные автомобили – как привезенные целиком, так и собранные уже на нашей территории. Размер ставки налога будет зависеть от возраста автомобилей и их технических характеристик. Например, ставку для подержанных импортируемых автомобилей предлагается сделать выше. Но, по словам источника из Минпромторга, конкретные цифры пока не определены.
Эксперты предполагают, что таким образом государство постарается компенсировать снижение пошлины на импорт машин, которое планируется в рамках вступления России в ВТО. Некоторые считают, что все сборы от нового налога пойдут на утилизацию старых машин.
«Прежде всего во введении специального утилизационного сбора заинтересовано государство, которое после вступления России в ВТО ограничено в инструментах поддержки отечественного автопрома, – говорит аналитик ИХ «ФИНАМ» Анатолий Вакуленко. – Под ним следует понимать как исконно российских автопроизводителей вроде АВТОВАЗа, так и иностранные концерны, вложившие миллионы долларов в открытие собственного автомобильного производства в России. И те, и другие столкнутся с ростом конкуренции на рынке, если государство не сдержит импорт «автохлама». И как следствие снижением прибыли, а это негативно и для российского бюджета, и экономики в целом».
По мнению эксперта, культура утилизации автомобилей в России фактически отсутствует, и хорошо, если государство полученные утилизационные сборы станет действительно направлять на развитие этой инфраструктуры в регионах России. Однако ввиду того, что это достаточно длительный процесс, развитие займет долгие годы. Плюс к этому есть весомые опасения, что специальные сборы будут направлены на пополнение бюджета и не будут использованы по целевому назначению, поскольку для государства более важно поддержать отечественных автопроизводителей.
Тем временем, по прогнозам директора «Автостата» Сергея Целикова, снижение пошлин на ввоз иномарок в России плачевно скажется на отечественном автопроме, а объем импорта автомобилей в Россию может вырасти с 100-150 до 500 тысяч машин. Напомним, что, по данным агентства, объемы вторичного рынка иномарок продолжают расти, а объемы перепродаж отечественных автомобилей, соответственно, падать.
«Целевых налогов не бывает, все собранные деньги попадают в бюджет и обезличиваются, – поясняет финансовый директор компании «Акос» Равиль Гарибзянов. – Можно предположить, что таким образом будет оказана поддержка АВТОВАЗу, только не за счет государства, а за наши с вами деньги. Почему это происходит до сих пор при наличии двух мощных иностранных партнеров Renault и Nissan, непонятно».
В свою очередь, директор департамента Минэкономразвития Максим Медведков заявил, что система утилизационных сборов не дискриминирует работающие в России автокомпании и не противоречит правилам ВТО.
«В принципе, это нормальная практика, если у государства нет лишних денег на бесплатную утилизацию, – прокомментировал новость блогер Рафаэль (logger). – Кроме того, эта инициатива направлена на то, чтобы люди покупали новые машины, а бизнес по привозу старых постепенно закончился. Это нормально для нашей страны».