Новый прибор определения трезвости водителя в ближайшем будущем поступит в распоряжение казанских гаишников. Лазерный спектрометр «Бутон» на расстоянии от 25 метров сможет определить наличие алкоголя в воздухе внутри салона автомобиля. Автоюристы считают, что прибор вскоре станет очень востребован на дорогах. Казанские водители, в свою очередь, сомневаются в эффективности его применения, а пресс-служба ГИБДД РТ просит подождать результаты полевых испытаний.
Разработчики считают, что обмануть лазер нельзя будет ни тонированными стеклами, ни освежителем дыхания. Он может распознавать пары этанола при концентрации от 150 мкг/л при скорости до 150 км/ч за одну тысячную долю секунды. При этом у прибора есть нижняя граница распознавания от 0,3 промилле – на эту цифру его настраивали в 2010 году, когда по закону водителям можно было «принять по биш-грамм»! Обычно такой процент остается в крови человека через полчаса-час после принятия 50 г водки, 200 г вина или кружки пива.
«В ближайшее время первая партия приборов направится в Петербург, где с ними начнут работать местные автоинспекторы, – рассказал газете «Известия» начальник Центра оперативной криминалистической и поисково-досмотровой техники НПО «СтиС» Александр Романов. – После этого будет подписан приказ МВД о снабжении приборами других регионов. Первыми станут Сочи, где пройдет Олимпиада-2014, и Казань, где намечена Универсиада-2013».
Казанские водители опасаются, что после внедрения прибора в массовом порядке и так неспокойная жизнь на казанских дорогах превратится в сущий кошмар – каждый раз после праздников, подвозя подвыпивших родственников, водитель будет вынужден доказывать свою невиновность в медучреждении.
«Подводные камни у этих приборов в том, что у них нет аналогов в мире, а значит, нет базы знаний, на которой все это будет основано, – считает казанский блогер Олег (business_ru). – Сейчас можно придумать много различных последствий использования этих приборов. То ли 99 процентов всех водителей будут «пьяны» по версии этого прибора, то ли он доведет до невроза инспекторов, которые намучаются при использовании этого прибора».
Как считает Олег, нужно еще посмотреть, на что прибор будет реагировать лучше: на крепкий парфюм, незамерзайку или действительно выпитую рюмку водки. Уже сейчас можно предположить, что вариантов «ложных срабатываний» будет много. Если МВД сможет все это учесть, то прибор будет, несомненно, полезен обществу. И самое главное, нужно еще доказать работоспособность прибора в реалиях городской жизни. Эта задача сложнее, чем найти одного пьяного из сотен водителей.
«Так что я за этот прибор при условиях, что его показания будут не истиной в последней инстанции, а лишь инструментом по выявлению действительно опасных водителей, – заявляет блогер. – Хотя с нашей реальностью это все же ближе к фантастике, чем к повседневности».
Руководитель ВОА по РТ Юрий Кулагин тоже считает, что алколазер станет хорошим подспорьем инспекторам ДПС в выявлении нарушителей и убережет множество людей от ДТП, травм и смерти.
«Я не думаю, что стоит ломать копья и затевать споры по поводу внедрения этого прибора в практику, – заявил Юрий Кулагин. – Положительная составляющая этого прибора, безусловно, перетягивает те неудобства, которые могут испытать водители при его применении. Никто же не собирается составлять протокол и обвинять водителя в том, что он выпил, только на основе показаний прибора. В каждом конкретном случае водителю предложат пройти тест на алкотестере или в медицинском учреждении. Зато сколько будет выявлено нарушителей, преступно садящихся за руль и подвергающих жизнь окружающих опасности!»
В ГИБДД Казани о сроках начала испытаний пока умалчивают – производство первой партии прибора еще не закончено. Однако в Госавтоинспекции согласились с тем, что современные технологии в их работе крайне необходимы. И в качестве примера привели свою новую разработку – знак «Пешеходный переход» на солнечных батареях. «Мы идем в ногу со временем, на этой неделе в Набережных Челнах будем устанавливать новые знаки, – говорит старший инспектор по особым поручениям отдела пропаганды ГИБДД МВД России по РТ Сергей Федин. – Их особенность в том, что днем они накапливают энергию с помощью солнечных батарей, а ночью работают в мигающем режиме. Что касается поступления «Бутонов» к нам на испытания, то об этом мы сообщим дополнительно».
«Я вот уже думаю, нужны ли мне права и машина, – задает риторический вопрос казанский блогер Денис (atomic_gun). – На метро и такси денег всегда хватает. А тут подвез кого и сразу вперед на Сеченова. А там таких еще полсотни на «продувку»: никто ж не даст гарантии, что алкотестер исправен? А раз один прибор зафиксировал – значит водитель под подозрением в совершении административного нарушения. Сами же знаете, просто так они никогда не отпустят».