Увеличить срок эксплуатации дорог между плановыми ремонтами с четырех до 12 лет предложил начальник Управления эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Росавтодора Игорь Астахов. Он заявил, что компания намерена использовать научный подход, чтобы и покрытие улучшить, и деньги сэкономить. Эксперты при этом отмечают, что дело требует комплексного решения – главная проблема российских дорог – «откаты» и «попилы».
Метания в дорожной отрасли начались с того, что весной прошлого года Дмитрий Медведев на одном из совещаний потребовал довести качество строительства дорог до мировых стандартов, а межремонтный срок полотна увеличить в три раза. Дорожники бросились искать оптимальные методы, чтобы и деньги можно было сэкономить, увеличив сроки между ремонтами, и качество полотна повысить. Росавтодор даже решил заказать у научных институтов специальное исследование. Они должны будут выработать методику, которая позволит увеличить срок эксплуатации полотна дороги с 4 лет до 12.
Казанские ученые подтвердили, что сейчас качество дорог не соответствует требованиям, и согласились с необходимостью внедрения новых технологий в строительство.
«Говорить о причинах низкого срока эксплуатации наших дорог можно бесконечно долго, поэтому приведу буквально пару основных: нарушение технологии строительства и применение материалов низкого качества, – объясняет заведующий кафедрой автомобильных дорог Казанского государственного архитектурно-строительного университета Александр Брехман. – Работа службы эксплуатации и нагрузка на полотно тоже влияют на срок службы. Так что заявление руководителя Росавтодора вполне своевременное. И хорошо, если задача увеличения срока службы начнет решаться. Здесь действительно нужна научная поддержка, потому что просто так всех вопросов не решить. Нужно менять ГОСТы, которые устарели, изучать, испытывать и применять новые материалы, изучать и внедрять опыт других стран с подобными природными и погодными условиями. То есть весь комплекс дорожных проблем должен решаться на государственном уровне.
В свою очередь, председатель Движения автомобилистов Виктор Похмелкин указал, что в плохом качестве виноваты не только материалы, но и сложившаяся система тендеров.
«Асфальтобетон покупают подешевле, щебень – менее прочный, песок – не чистый, а с примесью, – называет Похмелкин корни проблемы. – Вместо качественного минерального порошка, который должны добавлять в асфальт для вязкости, туда сыплют пыль». По его словам, виновата в такой «экономии» не только коррупция, но и система тендеров, при которой конкурс на выполнение работ выигрывают те компании, которые запросят меньшую цену. Получается, что даже всей суммы не хватает на качественный ремонт, а тут еще нужно платить откаты.
Казанские водители соглашаются с тем, что качество дорог, по которым приходится ездить, отвратительное. Но отмечают, что предстоящая Универсиада может стать хорошим стимулом для строителей и чиновников приблизиться к европейскому качеству. «Остался год для того, чтобы все доделать, – отмечает казанский водитель Александр Воронов. – И хоть все эти стройки уже изрядно надоели, все надеются на улучшение дорожной обстановки и что дороги станут получше, все же перед гостями власти не станут позориться».
Представители казанской мэрии не скрывают, что сейчас все усилия направлены на обеспечение предстоящих игр и что после строительства развязок строители возьмутся за сами дороги. Тем более что деньги на них уже выделены.
Казанские блогеры видят в предстоящих изменениях еще и другую перспективу. «Любой отечественный «изобретенный велосипед» – это не только гордость за Родину, но и нагрузка на НИИ, университеты и производства, – считает казанский блогер Олег (business_ru). – То есть даже если отбросить мысль об огромной цепочке «попилов» и «откатов» на научном исследовании и техническом воплощении, получится польза для дела. Исследование, которое будет учитывать возможности местного рынка, позволит получить государственные заказы целым производственным комплексам, что обеспечит людей работой и зарплатой в конечном итоге. Но если брать опыт зарубежных подрядчиков, может выйти так, что такой подход затормозит отрасль в целом. Поскольку они придут к нам со своими требованиями, а наши ГОСТы от них очень отстают. Значит нужно будет закупать все у иностранных поставщиков, а это еще большая утечка денег, чем коррупционные потери».