Непонятная ситуация сложилась с обязательным страхованием автогражданской ответственности: в новостях появилась информация о том, что с 1 января ОСАГО можно продлить еще на год. Страховые компании при этом «путались в показаниях», то соглашаясь, то отрицая такую возможность. Корреспондент 116auto.ru попытался выяснить, что же происходит с процедурой техосмотра и обязательного страхования.
Первое, что удалось выяснить – пройти государственный технический осмотр сейчас можно легко и быстро, всего за полчаса. Заплатить за это простым автовладельцам придется всего 400 рублей. И еще 30 рублей – за талон токсичности. О том, чтобы продлить полис ОСАГО без него, на станции ничего не слышали. «Закон начал работать с первого числа, и никаких мораториев больше никто не объявлял, – заявил директор АНО «Таттехконтроль» Сергей Анфимов. – Можете заглянуть в «Гарант», «Консультант» – там все четко прописано: сначала техосмотр, потом все остальное – регистрация, ОСАГО. Я советую приезжать сейчас, пока нет очередей и особого ажиотажа. В праздники у нас техосмотр прошли примерно 2,5 тысячи автовладельцев. Это нормальная цифра».
ГИБДД Татарстана объявила, что стоимость техосмотра для легковых автомобилей в Татарстане не превысит 400 рублей, для мотоциклов – 200 рублей, для автобусов, масса которых менее 5 тонн, а число мест более восьми – 630 рублей, для автобусов, масса которых более 5 тонн, а число мест более восьми – 740 рублей, сообщает портал правительства РТ.
За грузовики до 3,5 тонн придется выложить 420 рублей, более 3,5 тонн – 720 рублей, а тяжеловозы с массой более 12 тонн – 770 рублей. Прицеп для легкового автомобиля, способный перевозить не более 3,5 тонн, обойдется автомобилисту в 350 рублей, за прицеп с массой более 3,5 тонн водителю придется выложить 530 рублей.
Представители страховых компаний, однако, на вопрос «Можно ли продлить полис ОСАГО еще на год, без прохождения техосмотра» не смогли внятно ответить. По мнению одних, сейчас рассматривается вопрос о продлении моратория на прохождение техосмотра. По мнению других, эта информация всплыла из-за недопонимания участниками рынка всех тонкостей происходящего. «Идея выдавать полисы ОСАГО без прохождения техосмотра есть, но поддержит ли ее Союз страховщиков, пока никто не знает, – говорит представитель кредитно-страхового центра Optima Invest. – Сейчас действуем по установленной законом схеме».
Правда, в этой схеме есть один нюанс, являющийся главной новостью для автовладельцев: полис ОСАГО можно продлить еще на год, если купить его сейчас. Но только до конца января. Такое решение приняли несколько местных крупных страховых компаний. Закону это не противоречит – в правилах страхования есть такая возможность. Однако с февраля гайки закрутят.
«Решение крупных игроков рынка сделать такое послабление автомобилистам дает возможность людям оттянуть процесс техосмотра еще на некоторое время, подождать, пока все неясные вопросы будут уже окончательно решены, – пояснил руководитель компании «Страховой советник «Брокерс» Андрей Кузнецов. – Сейчас механизм еще не до конца понятен. Например, буквально на днях клиент жаловался, что после покупки автомобиля с рук попал в замкнутый круг: с регистрации его послали на техосмотр, а на техосмотре удивились: «Какой осмотр без регистрации?»
Кузнецов напомнил, что если автомобилю нет трех лет, то техосмотр ему пока не нужен, а полис продают без него. Если старше – то талон техосмотра должен быть действителен больше 6 месяцев. Иначе нет вам ОСАГО.
«Действительно, новый порядок техосмотра пока достаточно сырой и вызывает много вопросов, – комментирует аналитик ИХ «Финам» Анатолий Вакуленко. – Насколько мне известно, новые бланки ТО пока не поступили в авторизованные сервисные центры из РСА. По состоянию на 10 января в реестр РСА внесено около 1900 операторов, из них три – в соответствии с новым порядком аккредитации, а остальные – автоматически (которые раньше работали по договорам с МВД). Пока идет переход на новую схему работы, с 2012 по 2014 годы, автовладельцы смогут проходить ТО по-прежнему, в старых пунктах. Поскольку бланки ТО нового образца еще не поступили в авторизованные центры, автолюбителям выдаются бланки старого образца».
По мнению аналитика, правительство могло бы рассмотреть вопрос о продлении моратория, однако этого пока не произошло. Причины его продления очевидны: с одной стороны, правительство не успевает обеспечить введение нового порядка выдачи талонов техосмотра в запланированные сроки. Поэтому было бы как минимум некорректно наказывать автолюбителей, которые не могут, причем не по своей вине, получить новый талон ТО и полис ОСАГО. С другой стороны, продление моратория снизит риски возможного роста социальной напряженности, что особенно актуально в преддверии президентских выборов.
Пока же редакция советует прислушаться к словам директора АНО «Таттехцентр» и пройти техосмотр, к которому практически автоматически «приложится» ОСАГО.