С 1 января 2012 года автовладельцы Татарстана начнут проходить процедуру государственного технического осмотра по новым правилам. Причем пройти его они смогут быстрее и дешевле, чем раньше – всего за 400 рублей. Единственной структурой, которой разрешили этим заниматься, остается ОАО «Техконтроль» – то самое знакомое всем подразделение на Тэцевской. ГИБДД, в свою очередь, займется проверкой наличия талонов техосмотра у всех автовладельцев непосредственно на дорогах. Правда, административную ответственность за его отсутствие у простых автолюбителей уже отменили.
Закон вступает в силу через 4 дня, и его принципиальное отличие от прежнего в том, что поменялись местами причина и следствие. Если раньше пройти техосмотр можно было только при наличии страхового полиса ОСАГО, то с 1 января полис ОСАГО можно будет получить только при наличии талона ГТО. Второе новшество – если раньше сотрудники ГИБДД контролировали весь процесс, то теперь на постах осмотра остаются только гражданские специалисты. Третье – сверку номеров двигателей, агрегатов и кузова никто делать не будет. Из-за отсутствия инспекторов ГИБДД на пунктах техосмотра заниматься этим будет просто некому.
По словам начальника отдела технического надзора УГИБДД по РТ Радика Рамазанова, их будут сверять в отделах МРЭО при регистрации автомобиля.
«Страховая компания обязательно потребует у вас подтвердить прохождение техосмотра соответствующим документом, – говорит председатель Союза страховщиков РТ Рустэм Сабиров. – Если его нет, то продать вам полис они не имеют права. Контроль за этим процессом с 1 января переходит к Союзу страховщиков РСА, который будет выдавать разрешения на проведение ГТО частным компаниям и контролировать выдачу талонов техосмотра. В Татарстане единственная аккредитованная страховщиками организация – ОАО «Техконтроль». У них есть и соответствующее оборудование, и подготовленные кадры».
Рустэм Сабиров напомнил, что и сейчас можно оформить и получить страховой полис автогражданки, имея на руках действующий талон техосмотра. Единственное условие – он должен продолжать действовать еще полгода. «Если 15 января вы придете в страховую компанию с талоном ГТО, то для получения полиса он должен быть действительным до 16 июля», – пояснил он.
В свою очередь, начальник Управления ГИБДД РТ Рифкат Минниханов объявил окончательную стоимость процедуры техосмотра – 400 рублей. «Если бы этой работой занималась государственная структура, то цена была бы выше – добавилась бы госпошлина, как, кстати, и было до этого, – пояснил Минниханов. – Конечно, эти цифры при появлении в Татарстане большего количества аккредитованных РСА структур могут быть подвергнуты сомнению. Но сейчас государство утвердило именно 400 рублей».
«Те сроки прохождения ГТО, которые существовали, никоим образом не изменились, – заявил Рифкат Минниханов. – То же самое и с новыми транспортными средствами – им можно не проходить осмотр три года. Машинам возрастом до семи лет – раз в два года. И тем, что старее – каждый год. Есть и другие правила, но для большинства водителей они не актуальны, потому что касаются грузовиков и автобусов. Главное, что сейчас административную ответственность за отсутствие талона техосмотра, а это до 800 рублей штрафа и снятие государственных номерных знаков, несут только те владельцы транспортных средств, которые обязаны проходить ГТО каждые полгода. Это такси, пассажирские микроавтобусы, автобусы, и «опасный груз». По остальным наши сотрудники не имеют права применять санкции в рамках Административного кодекса».
По словам Минниханова, больше внимания будет уделяться отсутствию в автомобиле полиса ОСАГО. Еще одна тонкость – продажа и покупка автомобиля на вторичном рынке. Если талон техосмотра продавца истекает больше, чем через полгода, то покупателю необходимо его заменить. А если меньше, чем через полгода, то пройти техосмотр заново. Иначе ОСАГО не получить. В свою очередь, повысится ответственность сотрудников техцентров, которые осматривают автомобили. Если после ДТП эксперты установят, что транспортное средство было неисправным, отвечать за это будут те, кто выдал талон техосмотра. Поэтому в выяснении причин ДТП прежде всего будут заинтересованы сами страховые компании.