Отменить техосмотр «как природное явление» – такого решения хотят добиться страховщики от властей. Свою позицию представители Российского союза автостраховщиков (РСА) и крупных страховых компаний объясняют тем, что техническое состояние автомобиля очень редко становится причиной ДТП – почти все аварии провоцирует водитель. Перестраивать всю систему техосмотра, расходовать бюджетные средства РСА на создание инфраструктуры «ответственного» органа, повышать тарифы на ОСАГО – всего этого можно избежать, отменив осмотр машин. Тем временем уже сейчас готовы проекты правил проведения осмотра, формы типового договора, расчета стоимости услуг. РСА на своем сайте разместил формы для заявок на аккредитацию – процесс подготовки новой системы уже идет. Но его темпы слишком медленные, чтобы начать работу в нормальном режиме уже с 1 января 2012 года – считает большинство автомобилистов.
Перекраивание системы уже ведется долгие месяцы, и мы писали о тех трудностях, с которыми столкнулись частные компании. Сначала не могли определиться, нужен ли техосмотр вообще, а Дмитрий Медведев поддерживал его ликвидацию. В итоге контроль решили оставить, но полностью перестроить работу: отдать его автосервисам и их деятельность поставить под контроль саморегулируемой организации. Затем концепция изменилась: эти услуги разрешили оказывать частникам, но право следить за ними отдали страховщикам, которые должны принимать решения по лицензированию автосервисов, вести реестр операторов, обеспечивать их бланками талонов техосмотра и использовать эти талоны как пропускной билет к оформлению автогражданки. И за все это взимать мзду.
Страховщиков выбрали потому, что они якобы заинтересованы в меньшем количестве аварий и меньших выплатах. «Нагруженная» сторона с самого начала не соглашалась занять эту позицию, поскольку технические вопросы не их сфера деятельности. И до сих пор многие представители страхового сообщества не видят смысла в техосмотре и сложном взаимодействии с операторами.
«Среди страховщиков нет единства относительно того, насколько им необходимо «впрягаться» в весьма непрофильную для себя тему техосмотра, – комментирует аналитик ИХ «ФИНАМ» Анатолий Вакуленко. – РСА, насколько мне известно, не выражал недовольства предложенной системой участия страховщиков в техосмотре. В том числе, возможно, и потому, что союз как аккредитующая сервисные центры организация получит дополнительный источник финансирования. Доля ДТП по причине технических неполадок его участников крайне невысока, причем сам факт наличия таких неисправностей еще придется доказывать. Соответственно, если РСА удастся пролоббировать установление стоимости техосмотра в районе 2,5 тыс. рублей (что существенно выше существующих оценок), это сделает участие в системе техосмотров привлекательным для страховщиков».
Итак, у РСА есть свой интерес в сотрудничестве, и интерес этот финансовый. Согласно постановлению правительства, рассмотрение одной заявки на аккредитацию принесет им 20 тысяч рублей, и каждый пункт осмотра, указанный в этом заявлении, еще по 10 тысяч. Кроме того, операторам придется подтверждать свой статус ежегодно, что стоит еще 15 тысяч рублей.
Автоматически аккредитацию проходят действующие пункты осмотра, которые смогут сотрудничать с ГИБДД до 2014 года. То есть ближайшие пару лет продлится переходный период, когда вместе с этими организациями заработают вновь аккредитованные компании. В Казани это КАНАВТО, где уже давно проводится техосмотр не только для клиентов, но и для всех желающих. Остальные пока продолжают бумажную волокиту, пытаясь получить разрешение на проведение ГТО.
«Пока руководство продолжает решать вопросы, связанные с ГТО. У нас же все по-прежнему – никаких новых распоряжений по этому поводу не поступало, – заявил руководитель автосервисного центра Ford Андрей Сапунов. – Когда этот вопрос будет решен – пока неизвестно. Соответственно, о стоимости процедуры мы пока тоже ничего не можем сказать».
Проблему такой задержки понять можно. Ведь техосмотр – это процесс одного дня. Сегодня с машиной все в порядке, а завтра может появиться проблема. Тогда вина оператора недоказуема. Но после введения ответственности пунктов ТО за неисправности после ДТП из-за каких-то технических проблем страховщики могут потребовать возмещения затрат именно с оператора. Некоторые эксперты полагают, что страховщики просто ищут крайних, но в подобных ситуациях ими все равно остаются автомобилисты – именно они не уследили за машиной.
С другой стороны, «запугивая» таким образом пункты техосмотра, компании могут предложить им новый вид страхования от подобных случаев, а это новые многомиллионные взносы и минимальные выплаты. Кроме того, Союз автостраховщиков будет аккредитовывать компании и сможет еще жестче диктовать условия. В общем, хотите заниматься бизнесом – платите взносы.
В целом же процесс прохождения техосмотра упрощается: не требуются ОСАГО, квитанции об оплате штрафов и налогов, медсправка. По пунктам процедура будет выглядеть так:
вы приезжаете на станцию и заключаете договор на оказание услуг;
после их оплаты оператор выдает вам диагностическую карту для предъявления эксперту;
последний после ее получения за пять минут визуально сверяет машину на соответствие данным в документах по цвету, модели, госномерам. Если на этой стадии все в порядке, машина переходит в руки специалистов на техническую проверку;
в течение строго регламентированного времени (для легковых – 34-43 минуты) проводится проверка и заполняется диагностическая карта в двух экземплярах. Эксперт выносит резолюцию о прохождении/непрохождении проверки и ставит свою подпись;
один экземпляр в течение трех лет хранится у оператора, второй отдают клиенту. Также составляется электронная карта для общей базы данных – все сведения вносятся в течение суток с момента проведения осмотра;там эта информация хранится пять лет;
после завершения технических работ в течение 10 минут клиент должен получить готовый талон.
Сколько все это будет стоить, пока неизвестно. Одни считают, что это будет стоить не более 1000 рублей, страховщики говорят о 2,5 тысячах рублей, есть расчеты министерств, что цена вырастет в два раза. Усугубляет вопрос то, что максимальную планку будут устанавливать в региональном правительстве, и может получиться как с транспортным налогом: средняя «рекомендуемая» стоимость невысока, но в отдельных регионах задрана сверх меры.
«Я вообще сторонник полной отмены техосмотра, поскольку об эффективности этой процедуры говорить не приходится, – говорит лидер движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – По нашим опросам в крупных городах видно, что половина водителей проходила техосмотр нелегально. Я считаю, нужно возложить всю ответственность на водителя за техническое состояние машины».
Тем временем новые правила вступят в силу уже через месяц, но даже сейчас до конца неизвестно, каким именно образом будет происходить техосмотр в реальности.
Новые правила техосмотра здесь.