Наверное, не все знают, как в годы «развитого социализма» водители при помощи различных подручных средств грели свои машины перед запуском. В ход шло все, что могло хоть как-то поднять температуру промерзшего металла. Самое распространенное средство было – пролить систему охлаждения горячей водой. Несколько ведер кипятка вливали в радиатор с тем, чтобы они холодными струями вылились через сливной кран, установленный на картере. Более продвинутые ставили под двигатель электроплитку, или самодельные тэны. Были и такие, кто грел двигатель паяльной лампой. Такой способ периодически заканчивался пожаром, но гигантов технической мысли это не останавливало. Потом, когда в магазинах появились зимнее масло, антифриз и первые иномарки, о таких методах «предпусковой подготовки» несколько забыли. А зря – ресурс мотора, да и вообще узлов автомобиля, который эксплуатируют на сильном морозе, резко уменьшается, неумолимо приближая время капитального ремонта поршневой группы. И немудрено – масло, каким бы зимним оно не было, во время холодного запуска настолько густое, что в первые минуты работы в головку цилиндров практически не поступает.
Что происходит?
«Для того чтобы понять, как влияет холод на происходящие в двигателе процессы, нужно рассмотреть его конструкцию, – объясняет кандидат технических наук Александр Хрулев. – Дело в том, что его детали часто выполняются из разнородных материалов: например, одна из сопрягаемых деталей – алюминиевая, а другая – стальная или чугунная. И если палец в поршне, распределительный вал в головке блока или корпусе при низких температурах будут иметь малые зазоры, то по мере прогрева из-за разности коэффициентов расширения, зазоры станут больше. И наоборот, в паре поршень – чугунный блок цилиндров или гильза при низких температурах зазор окажется большим. Далее при прогреве двигателя он уменьшится до рабочего, а в случае перегрева – и вовсе до нуля».
Как объясняет Хрулев, поршень обычно имеет номинальный зазор в цилиндре около 0,04 – 0,06 мм при температуре 20°С. Когда температура воздуха при запуске двигателя меньше, зазор увеличивается пропорционально разнице температур. Если мороз достигает –30°С, то зазор в цилиндре увеличится вдвое – до 0,08 – 0,1 мм. И поршень начинает стучать юбкой о стенку цилиндра при прохождении верхней и нижней мертвых точек. Это вызывает ускоренный износ деталей. Поэтому работа двигателя на таких режимах – «отличный» способ уменьшить его долговечность.
Чтобы обеспечить надежный запуск и работу холодного двигателя, в цилиндры должна поступать более обогащенная топливная смесь. При этом часть топлива испариться просто не успевает и попадает на стенки цилиндра в жидком виде, смывая масло со стенок. Что приводит к появлению задиров на юбке поршня и цилиндре.
Там, где алюминиевая деталь охватывает стальную или чугунную, наблюдается другая картина. Простой пример: поршневой палец устанавливается в бобышках с зазором примерно 0,01 мм при нормальной температуре (20°С). Если запуск холодного двигателя осуществляется при температуре –30°С, то зазор там близок к нулю. Если после запуска дать двигателю большие обороты, то быстрое вращение пальца в отверстии без зазора вызовет быстрый разогрев поверхностей и расширению деталей. Но так как поршень прогреваться будет медленнее пальца, диаметр отверстий в первый момент резко уменьшится, и палец может заклинить.
При низких температурах в двигателе вообще всегда возникает дефицит масла. Например, масляное голодание испытывают подшипники распредвала. А недостаточная смазка – одна из основных причин появления неисправностей.
Что же делать?
Выход напрашивается вполне очевидный: заводить теплый двигатель. Этого можно добиться двумя путями – или не давать ему остыть, или греть перед пуском от внешнего источника – как в случае с электроплиткой под картером. На севере прекрасно знают первый способ. Там грузовики не глушат месяцами. Потому что, однажды заглушив, можно не завестись до весны. У нас легковушки начинают капризничать, если температура опускается ниже минус 25 градусов. Но ведь не будешь каждые три часа ночью выскакивать на мороз, чтобы завести и прогреть двигатель? Хотя еще лет пять назад во дворах домов автовладельцы даже график дежурств устанавливали – кто во сколько идет вниз и греет сразу несколько машин. Ключи доверяли под честное слово. Сейчас проще – на машины ставят системы с автоматического запуска двигателя или вообще – предпусковой подогреватель. С него и начнем.
Греем двигатель без запуска
Предпусковой подогреватель в технической литературе называют «жидкостный автономный отопитель». Его назначение – без запуска двигателя прогреть всю машину. В этом, собственно, и заключается главная изюминка устройства. Устанавливается он в моторном отсеке. Кстати, сейчас у большинства современных автомобилей под капотом для него предусмотрено место.
Как рассказал менеджер интернет-магазина 1-Tuning.ru Владислав Зиятдинов, прибор подключается к системе охлаждения, топливопроводу и аккумулятору. Принцип работы несложен: в подогревателе сжигается топливо (бензин или солярка), забираемое из системы питания автомобиля. За счет этого нагревается охлаждающая жидкость двигателя, и он греется. Кроме того, горячая жидкость прокачивается по большому кругу, проходя и через штатный радиатор отопления, который нагревает воздух в салоне. В зависимости от окружающей температуры, объемов салона и мощности подогревателя, время прогрева до момента начала оттаивания стекол составляет от 5 до 15 мин. Двигатель при этом достигает рабочей температуры. Топлива сжигается немного: режиме полной нагрузки около 0.5 литра в час. В зависимости от его модели, расход может быть чуть больше или чуть меньше. Потребление энергии аккумулятора – от 15 до 35 Вт.
«Мы продаем предпусковые подогреватели фирмы «Вебасто», – говорит Владислав Зиятдинов. – Для легковых автомобилей разработана новейшая серия подогревателей – Thermo Top. Применяемый в них керамический штифт накаливания и гильза горелки с керамической прокладкой отличаются особой стойкостью к перегреву и износу. Теплообменник тоже нового поколения с повышенным КПД и системой регулирования прокачки жидкости. Работа подогревателя регулируется электронным блоком управления. Момент запуска, режим и продолжительность работы устанавливаются пользователем с помощью таймера или систем дистанционного управления. Можно запрограммировать до трех моментов включения и продолжительность работы (10-60 мин). Есть две модели Thermo Top. Модель Е с отопительной мощностью 4 кВт стоит 29 тысяч 750 рублей, Thermo Top C отопительной мощностью 5 кВт – 39 тысяч 500 рублей».
Не за полярным кругом, но...
Более привычная система автозапуска работает вместо «соседа»: в нужное время сама запускает двигатель, не давая ему остыть до критических температур. Они точно так же обеспечивают дополнительный комфорт автовладельцу при эксплуатации своего авто, особенно в наших климатических условиях.
«Основные плюсы таких систем, по мнению наших клиентов, – это уверенность в том, что автомобиль заведется в сильные морозы, он готов к началу движения, и, конечно же, то, что в нем уже тепло, – говорит руководитель автостудии «КилоВатт» Станислав Князев. – Это позволяет автовладельцу более рационально использовать свое время, сберечь нервы и меньше находиться на морозе. Но есть плюс и для самого автомобиля, который позволяет уберечь двигатель автомобиля от износа. Все системы с автозапуском являются двухсторонними, то есть имеют ж/к или светодиодный брелок передатчик, на котором отображается информация о состоянии автомобиля».
Практически во всех системах, которые ставят техники автостудии, функцию автоматического запуска можно реализовать одним из четырех способов:
Непосредственно с брелока передатчика, нажав на кнопку или сочетание кнопок.
Заводить по таймеру, через заданный интервал времени и заглушать двигатель до следующего цикла включения.
Запускать в установленное время, «по будильнику» и прогревать определенное время
Запускать двигатель при достижении определенной температуры. Автомобиль автоматически заводится и работает до достижения назначенной температуры.
«Выбор способа запуска двигателя осуществляется с брелока передатчика и отражается в виде пиктограммы на его дисплее, – поясняет Станислав. – Установки порога температуры и времени работы двигателя в режиме автозапуска программируются в установочном центре. Сами системы бывают двух типов: бюджетные, работающие на AM частоте, и подороже на FM частоте. Плюс системы премиум-класса, оснащенные функцией обработки сигнала Dialog. Системы второй группы обладают повышенной помехоустойчивостью и защитой от электронного взлома. Функция Dialog заключается в том, что брелок посылает сигнал на блок системы, а в ответ получает уже обработанный сигнал. Для реализации автозапуска практически на всех современных автомобилях, устанавливается модуль обхода штатного иммобилайзера, который позволяет системе имитировать присутствие ключа в замке зажигания. Для примера можно привести систему Pandora DXL 3700».
Цена системы сигнализации с автозапуском – от 3750-4700 (первая группа), и 4950-24000 (вторая группа+системы с CAN модулями). Стоимость установки колеблется от 1500 до 4500 рублей в зависимости от марки и модели автомобиля. Блок обхода иммобилайзера стоит 550 рублей.
Одна система хорошо, а две – лучше
Рассматривая варианты систем, которые предлагает рынок для облегчения участи замерзшего автолюбителя, нельзя не отметить появление новых видов автосигнализаций, которые по своей функциональности далеко ушли от своих предшественников, но при этом не стали стоить так же запредельно. К примеру StarLine которая сочетает в себе и многофункциональность современных дорогостоящих систем, и достаточно демократические цены.
И это вполне обоснованно, данные системы совмещают в себе достаточную функциональность, имеют высокую надежность и доступную цену. Поэтому совершенно не удивительно то, что они пользуются популярностью.
«Автосигнализации StarLine изготовлены с европейским качеством и имеют множество разновидностей, что позволяет подобрать сигнализацию с необходимыми функциональными возможностями для автомобиля любой марки, – говорит старший менеджер автомастерских «Focus» Игорь Соснович. – Сейчас повышенным спросом пользуются последние модели охранных систем StarLine, которые интегрированы под повышенные требования безопасности. Они обеспечивают действительно хороший уровень безопасности, а также запуск двигателя автомобиля в отсутствие владельца. Что интересно, устанавливать на автомобиль ее предпочитают те водители, для которых важна надежность, а купить слишком дорогую систему они не могут».
Как рассказал Соснович, все модели сигнализаций StarLine просты и удобны в управлении. При разработке использовались самые последние достижения из различных областей техники:
технология двунаправленной передачи на расстоянии до 1200 метров амплитудно-модулированных радиочастотных сигналов с динамическим кодированием;
технология передачи информационно-управляющих сигналов с использованием GSM и спутниковых каналов связи;
технология формирования микрорисунков с высокой разрешающей способностью на жидких кристаллах;
технология управления релейными устройства блокирования двигателя по штатной проводке автомобиля;
автоматизированный поверхностный монтаж электронных компонентов на печатную плату и ряд других новшеств.
«Отличительной чертой StarLine является универсальность, – поясняет Игорь Соснович. – На их базе можно сформировать надежные охранные комплексы, достаточные для защиты любого автомобиля или мотоцикла. Программное и аппаратное обеспечение позволяет подключать внешние датчики и дополнительное оборудование, различное по своему назначению, характеристикам и алгоритмам работы. К примеру – через канал управления дополнительным оборудованием систем StarLine M20 и StarLine M30 может осуществляться управление предпусковыми обогревателями. Да хоть тем же самым Webasto. Что касается цен, то в магазинах сети «Автомастерские Focus» сигнализация с функцией автозапуска StarLine А91 Dialog стоит 4950 рублей».
Вот и получается, что одна система хорошо, а две – еще лучше. Подогрел двигатель с утра, завел его не выходя из дома и все – никакая зима нипочем!