Интерактивную систему движения, которая будет сама, «на автомате» бороться с заторами, начинают внедрять в систему управления движением городского транспорта в Казани. Идея в том, чтобы светофоры переключали режимы в зависимости от потока машин, следующих по пресекающимся улицам. Пешеходов тоже вовлекут в общий процесс движения – на улицах с интенсивным потоком появятся светофоры для пешеходов, с кнопкой. Чиновники исполкома приняли на вооружение лозунг: «Главное – не стоять».
«Сейчас все усилия городских властей направлены на то, чтобы не допустить повторения ситуации прошлого года, – рассказал председатель комитета по транспорту Казани Айдар Абдулхаков. – И большую роль здесь должна сыграть адаптивная система управления транспортом, которая внедряется в нашем городе. Схема работы простая – датчики, установленные на перекрестках, считывают информацию о проходящем транспорте и регулируют сигналы светофора таким образом, чтобы скопления транспорта не происходило. Уже замечено, что при ее введении трафик и скорость потока увеличивается на 15 процентов. Вообще, интеллектуальные транспортные системы все больше входят в нашу жизнь, и за ними будущее».
Естественно, что все это будет происходить не бесплатно. Пакет ближайших мероприятий стоит 10-15 миллионов рублей. Буквально на пороге зимы, учитывая сложившуюся ситуацию в городе, в мэрии разработали краткосрочную программу, которая состоит из трех блоков. Первый связан с изменением локальной ситуации на том или ином перекрестке. В частности, на 17 перекрестках будут установлены секции с постоянной стрелкой направо. Это позволит частично облегчить ситуацию. Также локальные мероприятия предполагают облегчение пересечения автомобилями трамвайных рельсов. Для этого в Казани запланирована установка специальных резиновых настилов. До конца года установим на Фучика–Зорге, еще три по казанскому кольцу весной».
Похоже, что казанские власти перестали спокойно воспринимать естественное в наших широтах наступление зимы. Теперь, вспоминая прошлую зиму, они воспринимают холода как стихийное бедствие. По крайней мере уже сейчас ведется разговор о транспортных коллапсах, которые неминуемы. Правда, и подготовка к зиме тоже идет нешуточная. Второй блок мероприятий предполагает интенсивную работу по очистке улиц от всего, что мешает проезду транспорта. Снег, припаркованные машины, снующие пешеходы, неудобные перекрестки.
Например, еще до конца текущего года светофорам добавят правые стрелки, подровняют пересечения дорог с трамвайными путями. Правда, пока на строящемся казанском кольце. Ну а тема парковок вообще стала в городе самой популярной. И немалую роль в ее развитии играют сами казанцы: более полутора тысяч предложений собрали в исполкоме на горячую линию и по сети Интернет. И, по словам Абдулхакова, эти предложения рассматриваются и учитываются.
«В центральной части города строится 12 паркингов, и это повлияет на ситуацию, но в 2013 году. А уже сейчас в Казани работает специальная комиссия, которая ищет и определяет места, где можно организовать пусть небольшую, на несколько машин, но доступную бесплатную плоскостную парковку. Дворы, пустыри, карманы, не использующиеся проезды и пространства между домами – ничто не будет упущено. Также рассматривается вопрос о наполнении автобусных полос соответствующим трафиком.
«У нас есть места, куда поставить автомобили, но нет культуры водительской, – считает Абдулхаков. – Для нас стало обыденным бросать машины буквально возле дверей офисов. Эту привычку предстоит искоренять. И браться за это надо всем миром. Навалиться буквально всем автомобилистам».
Кстати, на вопрос корреспондента 116auto.ru о том, не собираются ли упразднять эти выделенные полосы, глава транспортного комитета ответил так: «У нас автобусное движение осуществляет 80 процентов перевозок. Это около 300 тысяч человек ежедневно. И пока у нас не будет, как в Москве, развитой системы метро, армия пассажиров автобусов не уменьшится. Соответственно, раз уж у нас эти полосы есть, это наше завоевание, и его надо только развивать».
Третий блок проблем наиболее масштабен и подразумевает общее развитие инфраструктуры города, строительство дублирующих дорог, мостов, эстакад и прочего.