До конца года на вооружение ГИБДД поступит новый прибор, с помощью которого инспекторы будут вычислять пьяных водителей в потоке автомобилей. Это алколазер «Бутон», который на расстоянии в несколько десятков метров распознает пары этанола в салоне движущегося транспорта. Таким образом, сотрудники ДПС будут проверять водителей не по наитию, а на основании показаний прибора, и это увеличивает шансы выявить нарушителей правил и обезопасить дороги от потенциальных убийц. Однако его реакция не является основанием для лишения прав – чтобы доказать опьянение водителя, он должен пройти стандартную проверку: сначала – на алкотестере, а при необходимости – у нарколога.
Алколазер «Бутон» – разработка российской компании «Лазерные системы» по заказу МВД России, в которую инвестировали почти 25 миллионов рублей. Как поясняют разработчики, он позволяет определять пары этанола в транспорте, который движется до 150 км/ч даже с закрытыми окнами. Принцип его действия основан на лазерной спектроскопии. «У каждого вещества есть свой спектр поглощения. Если правильно его подсветить каким-либо световым пучком, в данном случае лазером, то по обратному сигналу можно вычислить, что было поглощено. А значит, и подозревать, что определенное вещество там есть», – цитирует специалиста «Лазерных систем» Gazeta.ru.
Итак, схема работы такова: «Бутон» размещается вдоль дороги, а через 20-30 метров дежурит патрульный экипаж. Как только автомобиль проезжает мимо прибора, луч попадает на лобовое стекло и в течение 0,01-0,1 секунды формируется результат. Если обнаружены признаки этанола, «Бутон» передает инспектору по wi-fi снимок подозрительного автомобиля, а дальше дело за ДПС. Водителя останавливают, предлагают сделать «контрольный» выдох и уже по данным алкотестера делают выводы об опьянении. То есть сам факт реакции алколазера не является поводом для лишения прав – это основание для проверки водителя.
Сейчас пьяных автомобилистов из потока «выдергивают» по характерным признакам, тем не менее делается это интуитивно. «Прежде всего подозрения вызывают автомобили, которые странно ведут себя на дороге: вихляют, едут слишком медленно или, наоборот, несутся, передвигаются с выключенными фарами в темное время суток, – говорит старший инспектор ГИБДД Алена Безменова. – Конечно, технические средства позволяют выявить большее число нарушителей, поскольку инспектор не имеет возможности проверять каждый автомобиль, а прибор сканирует весь поток».
Кстати, сам «Бутон» не определяет концентрацию спиртовых паров. Он выявляет только их наличие, но при введении нулевого порога по содержанию алкоголя в организме водителя данные о концентрации и не нужны.
«Ничего не имеем против технического оснащения Госавтоинспекции – это делается во благо, по крайней мере приборы помогают вычислять нарушителей не на глазок. Но ведь все зависит от человеческого фактора: если водитель дисциплинированный, ему не страшны никакие алколазеры, если же за рулем сидит самонадеянный человек, который вытворяет, что хочет, естественно, таких техника не сдержит», – считает представитель Всероссийской организации автомобилистов Михаил Проломов.
Поскольку алколазер реагирует на вещество, которое содержится в «незамерзайках» или туалетной воде, инспекторы могут тормозить водителей вхолостую. Это подозрение разработчики опровергают: данные жидкости имеют другой химический состав, нежели воздух, который выдыхает выпивший человек, поэтому алколазер не будет проявлять интерес к «иному спектру паров». Правда, делают небольшую оговорку: он не отреагирует, если водитель сам не зальет в бачок для «незамерзайки» спирт.
Есть еще одно но: прибор отслеживает алкоголь в салоне авто, а водитель может перевозить с собой пассажиров подшофе – вот тут от проверки не отделаться. С одной стороны, это доставляет неудобства водителю, который решил развезти своих нетрезвых товарищей, а его самого подозревают в подпитии. С другой – это дополнительный контроль, потому что есть примеры, когда после застолья за руль усаживался «самый не пьяный» из компании.
«А что делать, если в салоне разлили бутылку со спиртным или лекарством на спиртовой основе? – говорит водитель Анатолий Чигунов. – Сколько эти пары будут выветриваться? А придется после каждого «Бутона» останавливаться и доказывать свою трезвость. Кому это надо? Согласен, что инспекторы с помощью алколазера смогут и меня защитить от всяких пьяниц с дороги, но мы же знаем, как у нас работают «во благо» – хотят сделать как лучше, а получается как всегда. Будут какие-нибудь погрешности, и езди по наркологам весь день, чтоб права не отобрали».
Да, ложную тревогу никто не отменял, но если учесть, что ранее заявлялась цена в 300 тысяч рублей за один прибор, вряд ли их расставят на каждом шагу. Поэтому беспокоиться об остановках через каждые 500 метров, если в салоне разлилась «опасная» жидкость, не стоит.
Тем не менее даже один такой алколазер сможет работать эффективнее, чем человек в форме: если уж есть признаки спирта, прибор такую машину не пропустит, а инспектор, не заметив странного поведения автомобиля, может не обратить на него внимания. То есть профилактика нарушений становится эффективней – больше шансов остановить пьяного водителя до того, как он устроит погром на дороге.
По статистике Госавтоинспекции, с января по сентябрь текущего года в России зафиксировано 9055 аварий по вине пьяных водителей (-1,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) – в них погибли более 1,5 тысяч человек, и более 13 тысяч травмированы. К ним же приравнивается категория автовладельцев, которые отказались от медосвидетельствования. По их вине произошло 2096 аварий (+17,4%) со 126 погибшими и тремя с лишним тысячами раненых.
В целом появление алколазера в распоряжении ГИБДД выглядит традиционным на фоне общего технического оснащения. По словам замначальника главного управления по ОБДД МВД России Владимира Кузина, каждое третье нарушение выявляется средствами видеофиксации. В перспективе к ним добавится новый прибор – поборник «сухого закона».