Дать автовладельцам право самим выбирать автосервис для гарантийного обслуживания собирается Федеральная антимонопольная служба. Специалисты ведомства уверены, что официальные дилеры завышают стоимость услуг и запчастей. Казанские автовладельцы подтверждают: сертифицированные дилеры, порой, что называется, дерут три шкуры. Официальные сервисы скептически относятся к попыткам ведомства ограничить их аппетиты и надеются на новый автомобильный регламент, который уже несколько лет разрабатывается чиновниками правительства.
Конфликт интересов, по словам заместителя начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Михаила Федоренко, заключается в том, что пройти ремонт или ТО автовладелец может только в автосервисе официального дилера – зачастую единственного в городе. Пройти в другом невозможно, поскольку в этом случае у автовладельца сгорает гарантия. В ФАС поступает огромное количество жалоб автомобилистов на высокую стоимость гарантийного техобслуживания и запчастей у официальных дилеров. В свою очередь, частные сервисы жалуются на то, что дистрибьюторы отказываются поставлять нужные детали, отдавая преимущество официальным партнерам. Вырисовывается если и не сговор, то лоббирование интересов крупных корпораций-поставщиков.
Картина проста: покупатель приобретает автомобиль и прикрепляется к какому-либо официальному дилеру. После этого пройти гарантийное обслуживание или ремонт можно только у него и с обязательным использованием оригинальных запчастей. При проведении работ у других мастеров гарантия на авто действовать прекращает. Представители официальных автодилеров считают, что эти правила в первую очередь приносят пользу самим клиентам.
«Любой официальный дилер, обслуживающий автомобили по гарантии, имеет соответствующий договор с автопроизводителем и выполняет работы от имени этого производителя, – объясняет ситуацию заместитель генерального директора компании «Канавто» Сергей Чернов. – Стоимость работ определяется опять же заводом с учетом среднерыночных по региону. За гарантийку он и платит в соответствии с нормо-часом. Где-то он выше, где-то ниже. В каждом случае это индивидуально. При этом следует учесть, что работы выполняются в соответствии с установленными нормативами и за определенное, установленное время. Которое, впрочем, и оплачивается. Что касается коммерческого ремонта, то у нас в Казани «гаражники» работают почти в ноль».
Чернов выразил уверенность, что скоро гаражный сервис начнет исчезать. Произойдет это в том случае, если будет принято решение запчасти поставлять только сертифицированным дилерским центрам. А саму сертификацию жестко привязать к наличию необходимого сервисного оборудования. И эта идея сейчас обсуждается не только на АвтоВАЗе, но и в среде других поставщиков автомобилей и запчастей.
К слову, оборудование, которым, по мнению дилеров, должен быть оснащен каждый сервис, стоит немалых денег, но в конце концов платит за это конечный потребитель – автовладелец. А еще он платит «за комфорт».
«В нормо-час коммерческого ремонта сертифицированного центра входит не только стоимость работ обученных специалистов и стоимость оборудования и инструментов, но и в целом уровень сервиса и комфорта, который получает клиент, – поясняет Сергей Чернов. – Да и клиент становится более требовательным. Если раньше ему было достаточно дивана, журналов и кофе, то теперь подавай телевизор, вай-фай и прямую связь с автомобилем. Мы уже ввели в обиход не только табло загрузки сервиса, но и подключили точки доступа в Интернет, строим кинозал, кафе, вай-фай центр с арендой ноутбуков. Разве сравнится это все с замасленными лавками гаражного «дяди Васи»?
У представителей мелких сервисов свой взгляд на этот вопрос. По мнению владельца одного из них, корпорации просто лоббируют свои интересы и наживаются на автовладельцах. Причем по очереди, создавая хорошо отлаженную пирамиду накруток, приносящую баснословные прибыли. При этом и там, и там работают обыкновенные люди, которые, в отличие от роботов, могут допустить в работе ошибку.
«Разница в ценах у нас как минимум в 2 раза, и это легко объяснимо, – высказывает свою точку зрения владелец автосервиса Акмар Бишугараев. – У меня маленькая аренда, маленький коллектив, да и я один в трех лицах. И менеджер, и директор, и администратор. Автосалоны же именно на сервисах, к которым буквально привязывают покупателей, и делают всю прибыль. У них в стоимость услуг входит зарплата всего штата работников, где на одного слесаря по три менеджера да еще по три директора вместе с бухгалтерией. Там и аренда при таких-то площадях, и оплата сертификации, и оборудование, и инструменты. При этом, продавая дилерскому центру оборудование и инструменты, наживаются уже дистрибьюторы. Центры сертификации, соответственно, тоже. А заводы? Представьте себе, немцы на сливное отверстие в картере ставят специальный резной болт, инструмент к которому я просто не в состоянии купить, настолько он дорогой. Представляете, какую ораву при этом кормит автолюбитель? Так что все эти ухищрения с сертификацией и дилерством – не более чем лоббирование интересов крупных автомобильных корпораций».
По мнению Бигушараева, ФАС совершенно обоснованно возмутилась политикой дилерских центров. Он считает, автолюбитель вправе сам выбирать, где и как ремонтировать свою машину. К такому же выводу приходят и казанские водители.
«Вчера столкнулись с такой ситуацией, – рассказывает автомобилистка Марина. – Ездили за город, заехали в лужу, отломали бампер. Поехали к официалам, нам сказали: «Ничего мы клеить не будем, возможна только замена бампера полностью». Зачем менять целую деталь??? Сами купили спецклей и исправили. Сэкономили 7 тысяч. Если машина на гарантии, и вдруг что-то случилось серьезное с двигателем, коробкой и прочее, тогда, на мой взгляд, нужно ехать к официалам. Такие капитальные работы – все-таки их прерогатива, опасно доверять ремонт такой сложности практически новой машины мастерам, которых через пару недель можно и не найти. А вот по всяким мелочам, вроде замены масла, фильтров и прочее, можно и без великих мастеров обойтись».
«Дешевле и приятнее ремонтировать машину, однозначно, в несертифицированных мастерских, – заявила казанский блогер Мария (Filifyonka). – Буквально на прошлой неделе ставила машину в сертифицированный дилерский центр на капиталку. Пообещали сделать «быстро и дешево». Но в результате машину я получила на 2 дня позднее с отремонтированным двигателем, замененным без спроса и договора сцеплением (которое и так было новым), забытыми и не отремонтированными мелочами, но за сумму в два раза превысившую расчетную. Точно так же происходило и в прошлом году при поиске неисправности, внезапно возникшей на дороге. Официалы провозились сутки, содрали денег и не исправили ничего. Пришлось ехать к частникам, которые в гараже и нашли все, и датчик поменяли, и гарантию дали. Больше к дилерам я не поеду. Плевать на гарантию – мне моя машина дороже бумаг и «комфорта ожидания». В частных лавочках все проще. С ними можно договориться, они могут приехать пораньше или задержаться. У них ниже цены. Да и к клиентам относятся, однозначно, доброжелательнее».
Как бы то ни было, ФАС уже объявила о создании экспертного совета по развитию конкуренции в сфере реализации и сервисного обслуживания легковых автомобилей. В его состав, помимо специалистов самого ведомства, войдут представители власти, научных организаций, участники рынка, представители ассоциаций, общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере реализации и сервисного обслуживания легковых автомобилей. Планируется, что работать совет начнет уже с 1 ноября этого года.