Стоимость бензина не перемахнет отметку в 30 рублей, пообещал помощник президента РТ Ринат Сабиров. Более того, по его словам, до конца года произойдет стабилизация цен и даже некоторое их снижение. Представители казанской блогосферы разделяют оптимизм властей. Правда, по их словам, ситуация может кардинально измениться уже весной следующего года.
«Процесс роста цен на топливо остановлен по крайней мере на ближайшее время», – заявил сегодня в кабмине начальник управления рационального использования топливно-энергетических ресурсов в РТ Роберт Гилязиев. Перебоев с бензином в Татарстане тоже не предвидится как минимум до нового года. Даже на фоне топливных проблем других регионов.
Очередной мониторинг цен, который специально созданная правительственная рабочая группа провела на днях на АЗС Татарстана и других регионов Приволжского федерального округа (ПФО), показал, что с 20 сентября цена солярки в Самаре выросла на 20 копеек, в Удмуртии бензин АИ-95 подешевел на 1 рубль, АИ-92 – на 90 копеек. А вот в Татарстане за этот период розничные цены остались, можно сказать, неизменными. При этом у разных заправщиков они разные. Гилязиев даже заметил по этому поводу, что таким образом у водителей возникает возможность выбора – то ли купить бензин подешевле, то ли подороже. Других критериев выбора, он, к сожалению, не привел.
Повышение цен в республике, пояснил начальник управления, происходит соответственно и соразмерно изменению оптовых цен (имеются в виду мировые цены на нефть). Причем в Татарстане, в отличие от остальных регионов России, происходит даже «торможение роста»: если в России с сентября 2010 года по август 2011 года цены на бензин выросли на 17,3 процента, то в Татарстане – на 16,3 процента. Дизтопливо в России подорожало на 29,4 процента, в республике – на 28,1 процента.
Как объяснил Гилязиев, это происходило из-за близости наших НПЗ к потребителям – так меньше денег уходит на перевозку. Еще один тормоз цен – та самая рабочая группа, которая с 2008 года следит за тем, чтобы изменение цен происходило соответственно и соразмерно изменению оптово-закупочных цен.
«В сентябре закупочные цены выросли на 95-й бензин на 2,8 процента, а розничные – на 2,5. На 92-й закупочные поднялись на 2,9 процента, розничные – на 1,5, – сказал Гилязиев. – Уже 6 октября, согласно плану, завод ТАИФ НК должен начать отгрузку топлива потребителям республики. Соответственно, перебоев с обеспечением мы надеемся избежать. Мы полагаем, что цены в ближайшее время повышаться не должны».
Этот прогноз подтвердил сегодня корреспонденту 116auto.ru и помощник президента РТ Ринат Сабиров. «Ввиду ожидаемого уровня инфляции в 6,5 процентов прогноз оптимистический. На рабочей группе мы даже поднимем вопрос о снижении оптовых цен на топливо и, соответственно, розничных».
Напомним, что с 1 октября по всей России вводят скорректированную систему пошлин на нефть и нефтепродукты «60/66», которая, как предполагается, позволит стимулировать добычу нефти и производство более качественных нефтепродуктов. Она предполагает отказ от поэтапного уравнивания экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты и установление единой для них пошлины в размере 66% от пошлины на нефть (коэффициент 0,66). При этом ставка пошлины на бензины составит 90% (коэффициент 0,9). Одновременно будет снижаться экспортная пошлина на нефть путем сокращения процента от разницы между ценой мониторинга нефти и ценой отсечения с 65% до 60%. Данные коэффициенты, как планируется, будут сохраняться до 2015 года.
Кстати, как оказалось, казанские блогеры совершенно не удивлены оптимизмом властей – по мнению business_ru, это обычная сезонная передышка перед весенним повышением.
«С учетом того, что выборы на носу, я им склонен верить, – размышляет казанский блогер Олег (business_ru). – Социальная группа автомобилистов у нас самая незащищенная, «имеют» нас всегда и за все под страхом отнять любимого железного коня, и цены на бензин – это единственный стимул заставить нас что-то делать. Вот и поднажимают на снижение. Тем более перед зимой это легко сделать. Сельхозработы закончены, запасы топлива сделаны. Сейчас можно розницу и спустить на пару процентов. В принципе зимой так всегда и делают. А вот в мае, прикрываясь новыми акцизами, посевными и прочим, могут сделать и +50% к топливу. Первый раз так было где-то в начале 2000, когда с 10 рублей прыгнули до 15 (как раз акцизы ввели), а потом начались качели: плюс 3 – минус 2, плюс 3 – минус 2. И так за 10 лет подняли еще на 15 процентов».