Рост цен на бензин начал серьезно беспокоить казанских автомобилистов. Очередная акция протеста намечена на 24 сентября. Причем она станет уже второй за эту неделю. Напомним, во вторник с требованиями снизить цены на топливо к Дому правительства вышли сотрудники автотранспортных предприятий. В субботу такие же плакаты развернут простые автолюбители – акция пройдет одновременно во всех городах России.
Начало недели в Казани было отмечено привычным уже ростом цен на автомобильное топливо. Самый ходовой 92-й бензин повысился сразу на 40 копеек. Теперь вместо прежних 26,5 рублей он стоит 26,90. По всей видимости, цифра неуклонно приближается к отметке, после которой народные массы могут устремиться на улицы.
«Я готова терпеть до 33 рублей, ну в крайнем случае до 35, а потом пойду вместе с другими водителями на баррикады, – говорит казанская автолюбительница Олеся Сарандаева. – Это какая-то немыслимая наглость – драть такую цену за заправку. Да еще и заправщику по 10 рублей отстегивают: видела на улице Родина у «Татнефти» табличку «Услуги заправщика – 10 рублей». Совсем совесть потеряли».
По мнению представителей Федерации автомобилистов, чтобы действительно получить желаемый эффект от проводимых акций, они должны стать по-настоящему массовыми. Тогда властям придется предпринять соответствующие меры, благо, рычагов воздействия на ценообразование у правительства достаточно.
«В 90-е годы, когда цены на топливо начали резко расти, люди поначалу делали запасы – наливали бочки, хранили в гаражах, а сейчас этого сделать невозможно – цена такая, что люди полный бак не могут налить, – говорит активист движения ФАР Григорий Лукин. – Бензиновую акцию поддержат 70 городов, но как? Люди аморфны в своей массе и не считают акции действенными, пока не собирается хотя бы 10 тысяч человек. Причем такие массы не собираются до тех пор, пока каждый по отдельности так думает. Получается замкнутый круг».
По мнению Григория, кто бы ни был виноват в завышенных ценах среди нефтепромышленников, главный виновник – Кремль, который не предпринимает никаких мер по сдерживанию и регулированию цен. А если они не могут контролировать переработчиков и продавцов – пусть урезают налоговую составляющую. Тем более что стоимость бензина составляется из пошлин и налогов с некоторой составляющей вложенного труда.
По данным Росстата, в Казани за девять месяцев стоимость бензина выросла на 19,2 процента, дизтоплива на 6,9 процента. Таким образом, наши цены как никогда близки к среднемировым, а уровень доходов населения намного ниже среднего уровня развитых стран.
Как сказал во время вторничной акции председатель рескома профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства РТ Юрий Данилов, рост цен вообще беспрецедентный. За 8 месяцев 2011 года по Татарстану он составил 18 процентов. А повышение цен на бензин и солярку приводит к росту цен на товары народного потребления, пассажирский транспорт, услуги ЖКХ. Профсоюзы считают, что постоянное удорожание топлива на внутреннем рынке связано не столько с ростом цен на нефть на мировом рынке, сколько с бесконтрольным поведением монополистов и бездействием органов власти.
«Я каждый день проезжаю 90 километров – на работу и обратно, – говорит казанский журналист Дарья Парфенова. – На это уходит, слава богу, у меня малолитражка, порядка 4-5 литров в день. Поэтому для того, чтобы как-то компенсировать проезд, приходится подвозить голосующих людей. Сегодня вот троих подвезла из Зеленого Дола до железнодорожного вокзала Казани. Такса – 50 рублей с человека. Возят все – даже те, кто на джипах. В общем, каждую неделю у меня вылетает на бензин минимум 650 рублей. И это без учета перемещений внутри Казани. А заработать получается меньше. На прошлой неделе 400 рублей, например».
Казанский блогер Артур (wortex) так оценил ситуацию: «Цены на бензин следует регулировать на государственном уровне и, как вариант, индексировать в соответствии с уровнем ежегодной инфляции, ростом зарплат, пенсий и прочего».
«Виноваты те, кому это выгодно. Они же сидят и в правительстве и т.п. Именно поэтому вряд ли будет принято хоть что-то, регулирующее цены на гос. уровне. А если и будет – все равно не в пользу простых людей», – рассудил блогер.