Уникальное для страны исследование уровня социальной агрессии при управлении многоквартирными домами провели в Перми. Эксперты опросили 1200 человек, чьими домами управляют как УК, так и ТСЖ. Целью исследования стала попытка разработать методы решения конфликтов собственников с управленцами, а также донести результаты до представителей власти.
На днях в министерстве ЖКХ Пермского края были презентованы результаты исследования «Управление многоквартирными домами: уровень социальной агрессии», проведенного пермским Фондом содействия ТСЖ. Анкетирование 1200 респондентов (600 – в домах управляющих компаний и 600 – в домах ТСЖ) производилось на средства гранта в соответствии распоряжением президента РФ. Как сообщил журналистам руководитель проекта, председатель пермского Фонда содействия ТСЖ Андрей Жуков, подобные исследования ранее в стране не проводились, так что полученные данные своего рода уникальны.
Федеральная власть имеет самое отдаленное представление о процессах, происходящих в управлении жилыми домами, считают эксперты. Среди общественности также нет единого мнения: какой же способ управления домом наиболее эффективный – УК или ТСЖ. По мнению доцента кафедры социологии и политологии ПГТУ Виктора Бурко, существует расхожее мнение, что товарищество собственников жилья является первой ступенькой к созданию гражданского общества. Однако результаты исследования выявили, что это не совсем так, и уровень конфликтности в товариществах зачастую выше, чем в домах, находящихся в управлении УК.
Конфликты, связанные с содержанием и управлением многоквартирным домом, возникают в равной степени как во взаимоотношении с УК, так и с ТСЖ. Ответ «Да» на вопрос «Возникали ли такие ситуации» дали 34,2% опрошенных жителей домов, находящихся под управлением УК, и 34,5% людей, входящих в товарищества. В приоритеты источников конфликтных ситуаций люди поставили материально-техническое оснащение жилфонда (3,1% в ТСЖ, 3,3% в УК), личностные качества управленцев (3,7% в ТСЖ, 4,3% в УК), уровень вознаграждения за услуги управления (5,6% в ТСЖ, 5,4% в УК), профессионализм управленцев (2,6% в ТСЖ, 2,8% в УК), соблюдение правовых норм (3,9% в ТСЖ, 3,7% в УК), хорошие соседские отношения (5,3% в ТСЖ, 5,2% в УК), стоимость услуг (3,7% в ТСЖ, 3,3% в УК).
Полностью удовлетворены состоянием придомовой территории 4,7% жителей, находящихся под управлением компаний, и 20,2% членов ТСЖ. Совершенно не удовлетворены состоянием дворов 23,2% опрошенных жителей в УК и 11,7% – в ТСЖ.
В целом причиной конфликтов может служить отказ руководством ТСЖ или УК в предоставлении информации, раздражительность при общении с собственниками со стороны управдомов, затягивание сроков ответов и объяснений со стороны руководства или специалистов УК или ТСЖ, грубость в отношениях между группами собственников по вопросам использования общего имущества, недоверие или подозрительность в отношении между собственниками и управленцами.
«Люди приходят к нам со своими болезнями, а мы пытаемся их лечить», – образно обрисовал ситуацию Андрей Жуков. По его словам, смысл исследования заключается как раз в том, чтобы наглядно показать существование проблемы. Между тем при осуществлении проекта у социологов возникли трудности с опросом жителей некоторых элитных домов, куда их попросту не пустили. «Получается своего рода гетто наоборот», – прокомментировал эксперт проекта Леонид Зуев. По мнению специалистов, ситуация вокруг управления многоквартирными домами негативно освещается многими федеральными СМИ, из-за чего у жителей снижается уровень доверия к руководству УК и ТСЖ.
По итогам круглого стола «Пути и способы снижения конфликтного потенциала в сфере управления многоквартирными домами» органам государственной власти и местного самоуправления были даны рекомендации стимулировать создание объединений ТСЖ/ЖСК с внедрением системы добровольной сертификации и стандартизации деятельности персонала ассоциаций. Также предложено включить в системы мониторинга и оценки качества управления показатели деятельности по предотвращению и разрешению конфликтов.
Следует развивать системы предупреждения и разрешения таких ситуаций, а также предусмотреть обучение специальных лиц и создание служб, способных разрешить конфликты. «В целях обеспечения комфортности проживания при реализации градостроительных планов следует предусмотреть комплексное решение проблемы автопарковок в жилых массивах», – сообщили руководители проекта.